Полтора года в нашей школе работает инновационная педагогическая лаборатория «PROчтение», цель которой - повышение престижа чтения и воспитание читательской культуры, исследование читательских предпочтений разных возрастных категорий учащихся, развитие творческих способностей и разработка собственной образовательной программы поддержки чтения. Для этого пришлось изучить уже имеющийся опыт работы с книгой отдельных учителей и структурных подразделений школы, включая дошкольные отделения. В состав сотрудников лаборатории были приглашены самые активные и творческие учителя начальных классов, словесники, воспитатели, библиотекари, руководитель пресс-центра. Через год к нам присоединились учителя истории.
В марте наша лаборатория проводит неделю детской и юношеской книги. Писатель Юрий Олеша говорил, что каждый из нас собирает свою золотую полку в течение всей жизни, помещая на нее самые дорогие его сердцу книги. Следуя его совету, мы организовали общешкольную акцию «Золотая полка». Заключалась она в том, что ребята проводили опрос одноклассников, во время которого требовалось назвать одну книгу, которую ты считаешь самой важной в своей жизни. Для многих выбор был непростым, но в итоге все классы нарисовали книжные полки, заполнив их любимыми книгами. Некоторые сделали на уроках труда полку из дерева, покрасили золотой краской и поставили настоящие книги (учитель Т.Г.Некрасова). В этом году многие не ограничились простым составлением полки, а добавили к каждой книге QR-коды, чтобы одноклассники могли скачать книгу и прочитать ее. Еще появились «Золотые полки» учителей и родителей. Обсуждение, кто прочитал какую книгу, было очень бурным.
Трудно перечислить все события недели книги, но вот самые важные из них: встречи с писателями В.Постниковым, Л.Лариной, С.Светловым, Л.Королевой, Т.Крюковой; библиотечные уроки, участие в игре «Лоцманы книжных морей», выставки книг писателей-юбиляров, всевозможные викторины и конкурсы, создание библиотек в детских садах. Особо хочется выделить литературно-историческую игру «Переведи с древнерусского на русский», организованную совместно с методическим объединением учителей истории, которой предшествовала большая подготовительная работа. Изучали древнерусский алфавит и способы записи цифр, работали с литературными памятниками. Несомненно, что для участников олимпиады по русскому языку и истории эти знания очень важны. Благодарим за идею и проведение игры руководителя методического объединения учителей истории доктора наук И.Н.Лозбенева.
Вот уже второй год мы проводим акцию «Лето с книгой». Она является одним из этапов общешкольного конкурса «Книгочей», который стартует в апреле, а итоги его мы подводим в марте следующего года на неделе детской книги. О нем я расскажу позже, а пока о лете.
В детстве нам задавали вести читательские дневники. Не всегда это было интересно. Но если предложить это делать по желанию, разрешить писать в дневнике важные события жизни ребенка, добавить впечатления о путешествиях, рисунки? Оказывается, это может быть очень увлекательно. Осенью ребята принесли в класс тетради, заполненные путевыми заметками, впечатлениями о прочитанных книгах и увиденных местах. Многие семьи совершают литературные путешествия, отзывы о них мы увидели на выставке детских работ. Победителями были признаны Ярослав П. из 2-го класса за самый лучший читательский дневник и София Б. из 2-го класса за презентацию о букве «ё», которую она подготовила после путешествия на родину Н.М.Карамзина.
Невозможно не рассказать о прекрасной традиции образовательных путешествий, которая существует в нашей школе уже многие годы. В эти дни проходит четырнадцатая экспедиция в Тарханы, во время которой ребята посещают места, связанные с жизнью М.Ю.Лермонтова, и многие литературные музеи Пензы. Они помогают сотрудникам поддерживать порядок в мемориальном парке, участвуют в фольклорных праздниках. Самое яркое впечатление - литературно-исторический бал в усадьбе, к которому готовят исторические костюмы и учат танцы. И, конечно же, читают стихи. Интересно, что в этом году руководит поездкой семиклассников учитель литературы Ярослав Викторович Лермонтов.
Свои впечатления ребята отразили в репортажах для газеты «Школьный Олимп» и сайта лаборатории, в рисунках и поделках, литературных календарях, созданных своими руками. Осенью мы проведем конкурс визуализации прочитанного и организуем выставку лучших работ. Желающие смогут принять участие в конкурсе фотографий «Человек читающий».
Много еще интересного можно успеть сделать летом. Например, подготовить к печати сборник произведений призеров и победителей конкурса фанфиков, проведенного в январе-марте 2018 года. Более пятидесяти работ прочитало жюри конкурса, выделив двадцать для награждения и поощрения творческих ребят. Теперь готовим к печати сборник: авторы делают иллюстрации и пишут небольшие статьи о себе.
Учителя не отстают от учеников. По итогам работы в 2017 году был подготовлен методический сборник статей сотрудников лаборатории «10 проектов про чтение», в котором библиотекари, воспитатели и учителя делятся опытом работы.
Традиционным стало участие учителей школы №1534 во Всероссийском семинаре повышения квалификации для учителей литературы и истории в Пушкинских горах, организованном Санкт-Петербургским просветительским обществом «Пушкинский проект». В этом году четверо учителей с семьями отправятся в августе в Михайловское. Там будет возможность не только учиться и делиться опытом, но продумать совместные проекты по литературе и истории, идею которых мы вынашиваем в течение учебного года.
Еще в планах наших коллег участие в работе Х Международного педагогического форума в Санкт-Петербурге, дистанционное обучение в Центре педагогического мастерства, участие в методических семинарах и составление литературной основы программы выездного интеллектуального лагеря «Параллельные миры».
И еще одно интересное начинание появилось благодаря работе нашей лаборатории. Речь о дискуссионном читательском клубе «PROчтение», постоянным спикером в котором является Я.В.Лермонтов, уже имеющий опыт ведения дискуссионного читательского клуба в библиотеке им. Ф.М.Достоевского для взрослых читателей. Мы предложили Ярославу Викторовичу обсуждать с ребятами книги русской и зарубежной литературы, которые не входят в школьную программу. Часто ребята сами предлагают заинтересовавшие их произведения, которые хочется обсудить с товарищами. Проведено более двадцати встреч для разных возрастных групп с пятого по десятый класс. Наиболее интересным было обсуждение повестей современных писателей А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее» и «Я хочу в школу». После ребята посетили спектакль РАМТа «Я хочу в школу» и обсудили его по методике безоценочного интервью (знакомство учителей с методиками обсуждения художественного события было проведено на мастер-классе, организованном лабораторией). А после обсуждения книги Кейт Дикамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» ученики Л.Л.Черченко сшили кролика, который теперь живет в их классе. Встречи в дискуссионном клубе дают возможность высказаться самым скромным ребятам, которые иногда стесняются говорить на уроке, позволяют найти единомышленников и научиться слушать чужое мнение. Об опыте работы клуба Я.В.Лермонтов рассказывал на международной конференции «Педагогика текста» в ноябре 2017 года в Санкт-Петербурге в рамках круглого стола «Круг чтения современных подростков» и в своей статье в школьном методическом сборнике. Теперь и другие учителя стали проводить подобные встречи в качестве спикеров дискуссионного клуба.
Объем одной статьи не позволяет рассказать обо всех делах лаборатории подробно. Но и Лицейская неделя, и работа выездного интеллектуального лагеря, конкурсы буктрейлеров, комиксов, работа с литературными альбомами - все это очень важная и интересная часть большой работы по формированию читательской культуры и разработке программы школы по поддержке детского чтения.
Общешкольный конкурс «Книгочей», этапами которого являются вышеперечисленные мероприятия, объединяет нас, позволяя показать достижения детей и учителей и наградить лучших специальными призами и грамотами лаборатории.
Лето в разгаре, значит, осенью будет что рассказать друзьям и коллегам.
С работой лаборатории можно ознакомиться на странице группы в Фейсбуке.

Елена АНТОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1534, руководитель инновационной педагогической лаборатории «PROчтение»