Открывая круглый стол, директор фонда «Национальные ресурсы образования», член рабочей группы Центрального штаба ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Татьяна Половкова напомнила о том, что Президент России Владимир Путин в новом майском указе 2018года поставил задачу вывести российскую школу в десятку лучших в мире.
Татьяна Викторовна уточнила: напрямую в указе об увеличении заработной платы учителей не говорится, но эта задача прозвучала в послании главы государства Федеральному Собранию на 2018год. И если она не будет решена, то о попадании в мировой Топ-10 речи быть не может.
- Учитель, для того чтобы лучше работать, должен быть свободен от непрофильных видов деятельности, у него должно быть время на отдых, самообразование, семью и творчество, - отметила Татьяна Половкова.
Между тем, как показал мониторинг ОНФ, каждый пятый педагог готов уйти из школы, так как заработная плата не соответствует уровню его нагрузки.
Урочная или аудиторная нагрузка в среднем по регионам составляет не менее 24часов, причем пиковая цифра зашкаливает за 50часов в неделю. А если прибавить к этому участие в педсоветах и совещаниях, методическую и внеурочную работу, заполнение документов и отчетов, общение с родителями, проверку тетрадей и подготовку к занятиям, то в среднем в неделю учитель работает 68‑70часов.
Зачастую к большим объемам учебной, внеурочной и бюрократической работы добавляются непрофильные задания, которыми вынуждены заниматься учителя. Вышестоящие инстанции заставляют их распространять билеты на концерты и представления, писать пофамильные отчеты о трудоустройстве выпускников, организовывать ремонты кабинетов и так далее.
Кадровое самочувствие школы сегодня оставляет желать лучшего: не хватает учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы. Только 52% респондентов отметили, что в школе, где они работают, есть специалисты по всем предметам, вследствие чего некоторые предметы не преподаются, либо их ведут педагоги, не обладающие соответствующей квалификацией. Заметно ощутима нехватка учителей математики, а в век цифровой экономики это особенно чувствительно для развития страны в целом.

Сохранить льготы, поднять гарантии

- Тема, которой посвящен сегодняшний круглый стол, наиболее актуальна для российского учительства, - отметил заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Об этом напрямую свидетельствуют результаты независимого экспресс-опроса, проведенного профсоюзом в преддверии летних каникул, в котором приняли участие около 14тысяч учителей из 78 регионов. Так, 43% из них считают, что наибольшее косвенное влияние на повышение их профессионального уровня уже в течение ближайшего года смогло бы оказать реальное устранение избыточной отчетности и, как следствие, увеличение временных затрат на подготовку к урокам. Примерно столько же респондентов (42,5%) уверены, что аналогичную роль смог бы сыграть рост зарплаты и, как следствие, возможность снизить учебную нагрузку и сосредоточиться на самообразовании.
Профсоюз признателен рабочей группе Народного фронта за проведение серьезного мониторинга уровня и структуры зарплаты педагогических работников. Безусловно, это очень важная и нужная работа. Но особенно важны те практические решения, которые, как мы надеемся, будут приняты.
Мы не можем согласиться с ситуацией, когда каждый регион, муниципалитет и образовательная организация самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, что постоянно вызывает непонимание и растущую напряженность в педагогическом сообществе. Тем более, реализация ФГОС на высоком уровне предполагает обеспечение единого образовательного пространства, в том числе сопоставимость подходов к оплате труда учителей.
Михаил Авдеенко напомнил о том, что на федеральном уровне у правительства есть право установить базовые ставки и оклады по профессиональным квалификационным группам для работников бюджетной сферы. Но до настоящего времени это право правительством так и не реализовано. Хотя установление базовых ставок и окладов привело бы к повышению уровня минимальных гарантий по оплате труда на федеральном уровне, а также сокращению разрыва в оплате труда между педагогами в разных регионах.
- Кроме того, издержкой реализации майского указа Президента РФ от 2012года стало то, что по размерам реальной зарплаты педагоги фактически сравнялись со средним и младшим медицинским персоналом. Мы надеемся, что поручение президента правительству проанализировать ситуацию с оплатой труда отдельных категорий бюджетников по итогам июньской прямой линии задаст новый импульс для увеличения размеров оплаты труда высококвалифицированных работников в сфере общего образования.
Как отметил Михаил Авдеенко, одним из инструментов, позволяющих менять ситуацию в рамках полномочий федерального центра, является ежегодное утверждение РТК Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В соответствии с этими рекомендациями уже на протяжении ряда лет предлагается проводить мероприятия по увеличению ставок и окладов в структуре заработной платы с целью повышения уровня гарантий по оплате труда.
На 2018год всем регионам России также предложено принять меры по поэтапному увеличению ставок и окладов педработников с тем, чтобы эта постоянная, гарантированная часть оплаты труда учителей и других педагогов составляла в структуре ФОТ не менее 70 процентов.
Однако проведенный недавно экспресс-опрос выявил, что только в пяти регионах в 2017году и первом полугодии 2018года были приняты решения о повышении ставок и окладов на 10‑20%. В остальных регионах (и то не во всех) повышение составило лишь 4% в год.
- Мы считаем, что должен быть уточнен механизм воздействия на региональные органы государственной власти за игнорирование Единых рекомендаций, утверждаемых на федеральном уровне.
Разумеется, мы также обеспокоены тем, что достижение целевых показателей по зарплате педагогов осуществляется во многих регионах за счет роста их учебной нагрузки и интенсификации труда. Если 8‑10лет назад средняя учительская нагрузка составляла 1,3 ставки, то сейчас увеличивается число регионов, где средняя учебная нагрузка составляет от полутора до двух ставок. И это не всегда обосновано отсутствием учителей. Наоборот, нередко кандидатам на трудоустройство в школу, потенциальным молодым специалистам говорят: «Для вас нет работы, у нас нет вакансий».
Причина в том, что верхний предел учебной нагрузки в общем образовании не установлен. Между тем эта сверхнагрузка, сверхинтенсификация труда отрицательно влияет на качество работы, на здоровье учителя, ускоряет процессы профессионального выгорания.
Необходимо активизировать диалог всех социальных партнеров в сфере образования для того, чтобы система оплаты труда стала понятной для учителей и мотивировала их к повышению качества и результатов своей работы на основе непрерывного профессионального развития.
Михаил Авдеенко также напомнил, что новый правительственный законопроект предлагает на 5‑8лет отодвинуть сроки назначения педагогам и другим работникам социальной сферы досрочной страховой пенсии по старости и предоставления им льгот, предусмотренных званием «Ветеран труда».
- Возникают вопросы, насколько это законно, соответствует ли Конституции и не является ли дискриминацией работников образования, здравоохранения и культуры по сравнению с «силовиками» и иными лицами, на которых распространить аналогичные правила не планируется.

Где найти источник финансирования?
Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ Анна Хамардюк озвучила данные своего ведомства, согласно которым в среднем по России нагрузка учителя не превышает 1,4 ставки. По ее словам, учитель всегда работал примерно 23‑24часа в неделю.
- Другое дело, что в ряде регионов начинаются необоснованные манипуляции в практике распределения нагрузки в школах. Это происходит из-за недофинансирования региональных бюджетов, невозможности сбалансировать региональный бюджет таким образом, чтобы социальная сфера получила то, что ей необходимо для развития, - считает представитель министерства.
Глава департамента отметила, что со времени принятия майских указов президента от 2012года средняя заработная плата педагогических работников росла, но при этом зарплата учителей росла самыми низкими темпами.
По словам Анны Хамардюк, на предложения отраслевого министерства рассмотреть возможность поэтапного повышения зарплаты учителей до 150% от средней по региону в каждом субъекте Российской Федерации Минфин заявляет о том, что это может обрушить региональные бюджеты. Главная проблема - изыскать источник финансирования, который устроит всех, поскольку очевидно, что заработная плата педагогов действительно важный вопрос, который должен быть решен с учетом тех задач, которые ставятся перед российским учителем.

Как считать?
Секретарь ЦС профсоюза по Центральному федеральному округу, председатель Московской городской организации Марина Иванова затронула тему повышения МРОТ и оказания помощи дотационным регионам:
- Месяц назад мы проводили совещание руководителей региональных организаций профсоюза ЦФО, где обсуждали, что же происходит с заработной платой учителей в связи с увеличением размера МРОТ. Оказалось, что это увеличение повлияло на структуру заработной платы, потому что возникла необходимость повышения базовой единицы, оклада или ставки, - отметила Марина Алексеевна. - Во все дотационные регионы ЦФО были перечислены субвенции из федерального бюджета для проведения необходимых изменений. Но они рассчитывались с учетом количества работающих педагогов, а не исходя из количества ставок, которые приходятся на каждое учреждение. Естественно, это привело к тому, что денег просто не хватает. При оказании финансовой поддержки со стороны федерального бюджета необходимо учитывать количество ставок заработной платы, а не количество работающих физических лиц. В противном случае средств будет недостаточно, и дополнительная нагрузка падет на региональный бюджет, который является дотационным.
Завершая работу круглого стола, Татьяна Половкова отметила, что замечания и предложения участников дискуссии будут учтены рабочей группой ОНФ при выработке единой позиции по решению обозначенных проблем. На общероссийском уровне продолжится обсуждение наболевших вопросов нормирования и оплаты труда учителей, поскольку достижение целей, поставленных президентом страны, невозможно без улучшения условий труда педагогов.