Тема школьных поборов одна из самых обсуждаемых накануне начала учебного года. Пройдет примерно месяц, и информационное пространство начнет пестреть заголовками, где главными будут слова «поборы», «деньги», «родители», «школа».
В одном ряду окажутся обсуждение покупки парт, учебников, рабочих тетрадей и приплюсованные рассуждения, должны ли папы и мамы мыть батареи и красить стены, разговоры о кулерах и пластиковых стаканчиках - это просто тренд сегодняшнего дня. На последних родительских собраниях большинством голосов, скорее всего, заботливые папы и мамы решат, что вода детям нужна, но найдутся два-три человека, кто сдавать деньги на это не захочет, напишет о случившемся в соцсетях, и… понесется обсуждение того, как школа наживается на детях, как сурово общество к тем, кто не готов платить за воду-рабочие тетради-учебники и так далее.
Почему столько иронии? Потому что очень часто шум о тратах на обучение - это выброс родительских эмоций по поводу того, как прошли родительские собрания. Очень часто остро вопрос стоит для родителей первоклассников и начальных классов, к среднему и старшему звену родители все меньше интересуются условиями обучения.
Даже в самых простых школах уже с мая родители, обычно это несколько активных мам, реже пап, берутся определять, как будут жить ближайшие четыре года их дети. Пожелания учителей скромны: они рассказывают о ручках, карандашах, пеналах, подставках для книг - всем том, что действительно необходимо для грамотной организации процесса обучения. Предпочтения учителя будут связаны с опытом его работы. Кто-то считает, что первокласснику нужен органайзер на столе, где будут карандаши и ручки с кисточками. Другой педагог попросит пенал, содержание которого папам и мамам важно будет контролировать каждый день, пока школьник не приучится это делать самостоятельно. Еще попросят купить цветную бумагу, картон, альбом, тетрадки. Иногда родительский комитет собирает деньги и покупает это все для целого класса. Порой каждый родитель со списком выбирает свое. Учителя, как правило, не настаивают, говорят, что важно другое - ребенок должен быть готов к обучению.
Далее начинается самое интересное. Класс. Часто учителя начальной школы работают в своем кабинете не один год. Они видят, когда полы надо ремонтировать, когда - стены, а когда - потолок. Иногда деньги на это выделяются, но чаще - нет. И тогда учитель говорит открыто: «Посмотрите, вот наши полы. Хотите лучше? Можно покрасить, это самый доступный вариант. Можно постелить линолеум, можно выбрать такой, чтобы он не скользил, но стоить будет дороже». Что делают родители? Выбирают подходящий вариант и расходуют средства из классного фонда. Сумма эта почти всегда не меньше трех-пяти тысяч рублей. Обычно она собирается на целый год, и траты из этого фонда - ответственность родительского комитета. Так было и есть всегда, только с ужесточением правил учителя уже ничего не собирают, занимаются этим мамы и папы, они же решают все финансовые вопросы.
В классе иногда находятся родители, которых эта ситуация не устраивает в принципе. Тогда начинается война. В ход идут и Конституция, и Закон «Об образовании в РФ», и соцсети, и журналисты, и прокуратура нередко становится одной из инстанций, где решается вопрос «А законно ли?».
Конечно, вопиющие случаи, когда родителей администрация школы заставляет покупать парты и стулья, получают огласку. А вот все остальное… Наверное, на таком можно отстранить от работы многих руководителей школ и их замов, но без родительского кошелька современная школа, увы, не выживет. Или дети будут учиться в старых кабинетах с истертыми полами и невеселыми стенами.
Все эти разъяснения - опыт обучения детей в разных школах одного города, двое из которых уже перешли в средние классы. Одна из самых существенных трат в начальной школе - это покупка учебников и тетрадей для обучения. Говорят, что этого не должно быть в принципе, все должно выдаваться, но выдается далеко не все и не лучшего качества, а, как правило, дети все-таки находятся на родительском обеспечении. Школу могут принудить выдать учебники и тетради, но для этого родителю нужно сообщить о ситуации в управление образования города, прийти на прием к министру образования, то есть активно заявить о том, что законный представитель не хочет или не может обеспечить ребенка. Ситуацию возьмут на личный контроль и… далее, как говорится, из первых рук информация «директор школы на свои деньги, если нет никакого резервного фонда, купит все необходимое для ученика».
К сожалению, начинать войну с системой и кричать о поборах - это некая мода. Задаться же взрослым вопросом, а в какую школу, класс, атмосферу придет мой ребенок, куда как сложнее. Реально оценить, сколько есть средств, возможно ли оплатить-сдать необходимые тысячи в классный фонд или договориться и разделить эту плату на несколько этапов, или аргументированно и спокойно не сдать деньги на покупку кулера и давать воду в собственной бутылке для питья - это тоже выбор родителей и работы с собственным ребенком.