Общероссийский народный фронт совместно с заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, членом Центрального штаба ОНФ Любовью Духаниной провел детальный мониторинг, в ходе которого выяснилось, что каждый пятый учитель готов уйти из школы из-за маленькой зарплаты и непосильной нагрузки. Реальная картина положения учительства удручает до глубины души - только 1 процент педагогов хорошо обеспечены и могут позволить себе покупку автомобиля и дорогостоящий отдых, у 28 процентов не хватает денег на покупку одежды, а 43 процента без кредитов не могут позволить себе покупку бытовой техники. Еще страшнее читать выдержки из опросов учителей, вот, к примеру, что пишет педагог из Кургана: «У большинства учителей по две ставки, за которые и выходит 18‑20тысяч - средняя зарплата по региону. А за зарплату ставки можно с голоду умереть (и это, к сожалению, не гипербола), вот и крутятся учителя на две ставки, классное руководство, репетиторство, подработка, а страдают здоровье и качество работы. Я себе не могу позволить отдых, квартиры нет». А вот еще учительское откровение из Республики Карелия: «Очень обидно, что с мая 2018года оклад учителя 10110рублей практически сравняли с зарплатой обслуживающего персонала - 10000руб.». Печальный итог подводит учительница из Самары: «Постоянная экономия сужает кругозор практически до нуля».
Чтобы обсудить результаты мониторинга и принять конкретные безотлагательные меры к улучшению качества жизни учителей, члены Центрального штаба ОНФ, эксперты и активисты ОНФ провели круглый стол «Зарплата и нагрузка учителя», в работе которого приняли участие заместитель директора Департамента госполитики в сфере общего образования Светлана Ермакова и советник аппарата Общественной палаты РФ секретарь по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Юрий Съедин, свое мнение смогли высказать и региональные эксперты из Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга благодаря онлайн-подключениям, а также заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, директор Института развития образования НИУ - ВШЭ Ирина Абанкина и директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.
- К сожалению, реальные зарплаты, как видим из мониторинга, существенно отличаются от тех, которые представлены в отчетах, - говорит директор фонда «Национальные ресурсы образования», член группы Центрального штаба ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности» Татьяна Половкова. - До сих пор у нас есть случаи невыплаты заработной платы в некоторых регионах, увеличивается также доля педагогов, которые подписывают коллективный договор под давлением администрации школы. Практически каждый третий педагог не знает, как формируется его зарплата, респонденты отмечают, что «эффективный контракт только ухудшил их материальное положение, стимулирующие выплаты начисляются несправедливо или не начисляются вообще. У педагогов есть возможность увеличить свой доход только благодаря крайне высокой нагрузке. Больше всего приходится работать учителям из Кемеровской, Костромской и Самарской областей - они ведут по 30часов.
Примечательно, что зарплата, несмотря на инфляцию, не только не выросла, но и в некоторых регионах снизилась. Так, Виктор Рожков, руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», представил результаты мониторинга открытых данных о размере средней заработной платы работников школ в 2017году. Согласно этому исследованию в 3174 школах РФ (это 14 процентов) средняя зарплата сократилась на 9,1 процента, что составило от 300 до 20тысяч рублей, в 8150 школах (это 35 процентов) зарплата осталась на прежнем уровне - в среднем 26,5тысячи рублей, а в 5199 школах (22 процента) зарплата выросла на 21 процент (в среднем на 5271руб.). Мониторинг проводился в 84 регионах России, в более чем 23тысячах школ.
Доклад Ирины Абанкиной в рамках круглого стола был посвящен эффективному контракту.
- В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция, показатели и критерии эффективности деятельности, размер и условия стимулирующих выплат, - подчеркнула Ирина Всеволодовна. - Основная идея эффективного контракта должна увязать стимулирующие выплаты с качеством работы, а это пока не удалось сделать.
Ирина Абанкина также указала на распространенные ошибки, допускаемые в разделах компенсационных и стимулирующих выплат. Так, зачастую те или иные выплаты отнесены не к тем разделам, в некоторых учреждениях выплаты установлены чуть ли не всему персоналу, при этом в локальных нормативных актах не указаны ни измерительные оценки трудового вклада работников, ни пороговая величина, с которой эта выплата устанавливается. Отсутствует также проработанная система критериев и показателей, увязанных с выполнением трудовых функций. Ирина Всеволодовна отметила необходимость адресности выделения средств на повышение квалификации, в противном случае происходит размывание средств, считает Абанкина. Одной из важнейших проблем школы, по словам Ирины Абанкиной, является то, что молодежь в школу по-прежнему не идет, особенно остро ощущается нехватка учителей математики.
- Нам просто не с кем будет заниматься цифровизацией школы, - подчеркнула Ирина Всеволодовна.
Выступление Абанкиной весьма красноречиво подтверждают педагоги в своих ответах о стимулирующих выплатах. Вот некоторые из них: «Стимулирующие выплаты упали в размере, нет четкого представления, за что получаешь деньги» (с. Бобино, Кировская область), «Стимулирующие выплаты начисляются непрозрачно, фактически без учета листов эффективности» (Самара). А вот мнение без подписи: «Считаю врагом народа того человека, который придумал разделение зарплаты на базовую и стимулирующую… Стимулирующая часть является джокером. Только надо быть угодником начальства. Если работник не понравился и нет причины его уволить, то его лишают стимулирующей части».
- В погоне за показателями увеличивается нагрузка на педагогов, чем мы очень обеспокоены, - отметил в своем выступлении заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Кроме того, наблюдается резкая дифференциация уровня зарплаты по регионам, поэтому важно на федеральном уровне закрепить размер базового оклада.
Михаил Авдеенко также отметил, что Общероссийский профсоюз образования выступил с предложением по повышению заработной платы педагогам и выразил обеспокоенность в связи с грядущим повышением пенсионного возраста.
По словам заместителя директора Департамента госполитики в сфере общего образования Светланы Ермаковой, учителя никогда не работали на одну ставку, и сейчас нагрузка на одного педагога не такая уж и катастрофичная - в среднем 1,4 ставки, а это 23‑24часа. В то же время Светлана Ермакова отметила, что планируется поэтапное увеличение зарплаты учительства до 150 процентов, но денег на это в бюджете нет, и регионы не смогут справиться с таким повышением, по крайней мере сейчас.
- Мы ни разу не получили ответа из Департамента госполитики в сфере общего образования, хотя писали туда неоднократно, - такими словами начал свое выступление сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов. - И вообще странная складывается ситуация - полномочия есть, а денег нет, к сожалению, у нас в стране уже априори так сложилось - любой учитель независимо от возраста, как правило, без денег. А что касается стимулирующих выплат, то главным критерием их получения зачастую является лояльность к администрации школы.
Леонид Евгеньевич также отметил, что как работающий много лет учитель с уверенностью может сказать: даже полторы ставки - это работа на износ, в реальности же очень многие педагоги вынуждены работать на две-две с половиной ставки, чтобы хоть как-то выжить, особенно если речь идет о регионах. Да и в Москве, по словам Перлова, данные о зарплате существенно завышены:
- Я больше 50тысяч на руки не получаю, в то время как в отчетах проходят суммы 90‑100тысяч в среднем.
Леонид Евгеньевич высказал мнение о необходимости установления размера базового оклада, причем он должен быть не меньше 2минимальных МРОТ, а также предложил ограничить предельную нагрузку 27часами.
- Если учитель работает более 30часов в неделю, это халтура и, конечно же, серьезнейший удар по здоровью, - считает сопредседатель профсоюза «Учитель».
Своеобразным подведением итогов стало выступление Татьяны Клячко, которая отметила, что Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС ведет свой мониторинг учительских зарплат с 2013года. Так вот до 2015года педагоги были удовлетворены в целом своей зарплатой, а с 2016-го рост их благосостояния прекратился.
Татьяна Львовна отметила, что у педагогов не столько претензии к нагрузке, сколько к росту бумажной и электронной отчетности. Так, по результатам мониторинга 50 процентов педагогов работают на ставку, 30 процентов - на полторы ставки и лишь 20 процентов - на 2 ставки. Причем 30 процентов учителей вынуждены совмещать работу в школе еще с какой-то другой работой. Татьяна Львовна главные свои предложения сформулировала предельно коротко: сократить бюрократическую нагрузку на педагогов, перестать думать, что все учителя воруют, и наконец повысить зарплату молодым, иначе через несколько лет в школах будет попросту некому работать…
Проблему низкой зарплаты молодых учителей затронул директор средней школы №29города Йошкар-Олы, член Центрального штаба ОНФ Александр Кузнецов. Он рассказал, что оклад молодого специалиста в его школе составляет 7353руб. Со всеми доплатами за проверку тетрадей, классное руководство и так далее получается 14764руб., а после вычета подоходного налога - 12671руб. То есть это та сумма, которую учитель получает на руки. При этом МРОТ составляет 11163руб.
- Такое положение не может не демотивировать педагога. Поэтому однозначно у нас должна быть пересмотрена ставка заработной платы учителя, - отметил директор школы.
- Президент Владимир Путин в новом майском указе сказал о том, что наша страна должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Но решение этой задачи невозможно без улучшения условий труда педагогов. Если мы хотим, чтобы этот рывок был совершен, нам предстоит разрешить сложившиеся проблемы. Мы продолжим анализ региональных бюджетов, расчета норматива финансирования школ и практики начисления зарплаты педработникам. К совместной работе будут привлечены эксперты, профсоюзы, министерства просвещения и финансов. Только совместными усилиями можно выработать меры по нормированию учительского труда и повышению зарплаты, - подвела итог круглого стола Татьяна Половкова.