Многие из нас считают: если ребенок умеет читать и считать, то его пора отдавать в школу. Данные умения являются показателями умственного развития, но не критериями готовности к обучению в школе. Критериями школьной зрелости являются физическая, мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальная и социальная готовность. Рассмотрим каждую из них подробнее и дадим соответствующие рекомендации родителям будущих первоклассников на летний период.

Физическая готовность
Самая тяжелая нагрузка на ребенка в школе - это необходимость сидеть 35-40 минут на уроке. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него основная группа здоровья и нет отклонений в развитии, то он выдержит любую нагрузку. Ослабленный, болезненный ребенок быстро устает, не выдерживает темпа деятельности на уроке, работоспособность у него падает. Из всего вышесказанного вытекает важность физической подготовленности.
Рекомендации по развитию физической готовности:
Делайте вместе с ребенком ежедневно утреннюю гимнастику.
Выполняйте закаливающие водные про­цедуры.
Принимайте солнечные и воздушные ванны.
Занимайтесь спортом.
Ведите здоровый и активный образ жизни.

Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника. Еще в подготовительной группе детского сада происходит смена игровой деятельности на учебную, что выражается в качественных изменениях в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Ребенок начинает осознавать, что в школе есть определенные правила, существует оценочная система. В норме готовый к обучению ребенок хочет учиться.
Рекомендации по развитию мотивационной готовности:
Сходите с ребенком на экскурсию в школу, посетите школьные мероприятия, поговорите с первоклассниками, которые уже закончили учебный год, с учителями.
Нежелание идти в школу может объясняться завуалированным страхом перед взрослением. Страх выражается в неуверенности, тревожности. Ребенок не может смириться с тем, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку о том, как вы учились, о школьных друзьях, об интересных моментах школьной жизни.
Спросите у ребенка о его планах, кем он хочет работать в будущем, на кого быть похожим. Докажите ему, что именно школа поможет ему стать тем, кем он хочет, поможет достичь цели.
Если в семье уже есть школьник, не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте - это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Отмечайте успехи школьника, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Мотивация на успех должна стать для будущего первоклассника ведущей. И вы, думая и говоря о школе, должны сами верить в успех вашего дитя.
Купите летом будущему первокласснику красивый портфель, школьно-письменные принадлежности, пусть ребенок принимает непосредственное участие в выборе цвета, рисунка принадлежностей для школы.

Эмоционально-волевая готовность
Если ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задания за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому очень важны доверительные и позитивные отношения в семье.
Главной отличительной особенностью новой для ребенка ведущей деятельности - учебной - является произвольность поведения в соответствии с заданными нормами и правилами поведения в школе. Недостаточно развития произвольность может значительно затруднить процесс усвоения знаний. Такие дети в процессе обучения отличаются следующими особенностями: они неорганизованны, невнимательны, неусидчивы, плохо понимают объяснения учителя, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их, часто нарушают правила поведения в школе, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе. Чтобы этого не произошло, выполняйте нижеприведенные рекомендации.
Рекомендации по развитию волевой готовности:
Постепенно и настойчиво приучайте ребенка к четкому выполнению распорядка дня. Ребенок должен вставать, кушать, гулять, ложиться спать в одно и то же время.
Ребенок должен уметь занять себя сам интересным делом.
Необходимо чередовать подвижные, шумные игры с интеллектуальными занятиями.
Находить время для общих семейных дел и труда.
Стараться не тратить много времени на выполнение режимных моментов (умывание, одевание).
Выполнение ребенком 6-7 лет домашних обязанностей, таких как полив комнатных растений, мытье посуды за собой, подметание пола, сервировка стола, уборка в игровом уголке, поддержание порядка в своих вещах, своей комнате, крайне желательно.
Учите ребенка правильно организовывать свое рабочее пространство.

Интеллектуальная готовность

Ребенок, у которого достаточно развиты основные психические процессы: внимание, память, воображение, речь, мелкая моторика и, конечно, мышление, успешен в школе. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, умел следовать инструкции, мыслить и рассуждать, также необходимы способность анализировать и давать ответ, умение самого себя проверить и при необходимости исправить ошибку. Важно иметь достаточный словарный запас.
Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности:
Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохраняя основную мысль и последовательность действий.
Развивайте кругозор ребенка: водите его в театр, на экскурсии, в музеи, парки.
Учите наблюдать, сравнивать, анализировать.
Развивайте речь во время совместных игр.
Создайте библиотеку познавательных книг.
 
Социальная готовность

Социальная готовность - умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться. Важно и то, что ребенок должен принимать и исполнять роль ученика. Когда ребенок не готов к изменениям, то у него и доска плохая, и Петя помешал, и Мария Ивановна тихо говорила, то есть виноваты все, только не он. Ребенок в данной ситуации боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме, поэтому он вынужден защищаться. Такого ребенка нужно принимать таким, какой он есть. Позиция родителей - уважение и доверие к ребенку. Это создаст для него ощущение комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить любой стресс.
Рекомендации по развитию социальной готовности:
Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей к себе домой, сами ходите в гости.
Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей.
Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его.
Признавайте право ребенка на собственное мнение.
Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми.
Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, игры.
Спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения.
Учите ребенка проигрывать. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
Создавайте атмосферу доверия при общении с ребенком. Это необходимо для того, чтобы дети имели возможность говорить открыто и безбоязненно о своих проблемах.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, создавая ситуации успеха.

Тест, который поможет выявить готовность ребенка к школе
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчитайте результаты.
Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.
От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.
Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет себе, для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.
Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш будущий первоклассник хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое позитивное отношение к школе на протяжении всего школьного обучения, и на призыв взрослых после летних каникул «К школе будь готов!» мы услышим в ответ: «К знаниям, к труду, к развитию таланта всегда готов!»

Елена ЛЮБКА
педагог-психолог школы №1987