Известно, что на протяжении последнего десятилетия внимание учащихся старших классов переместилось с акцента на разностороннее развитие («Хочу все знать!») на узкоспециализированное развитие, чаще обусловленное выбором предметов для сдачи экзаменов. Действительно, в современном мире все чаще требуются хорошо подготовленные специалисты в своей области знаний в связи с общим ростом сложности того, что создают люди. Одновременно высокий темп жизни, особенно в мегаполисах, резко меняющиеся жизненные обстоятельства и стратегии бизнеса заставляют временами кардинально менять работу, профессию, стиль жизни. Чтобы лучше понимать, как поступить в ситуации жизненного или профессионального выбора, следует иметь широкий кругозор. Это та ситуация, где знания, дающиеся для общего развития, могут улучшить успешность в жизни.
Но приостановим этот безумный темп жизни. Лето, отдых. Романтика вечеров, когда появляются первые звезды и серпик Луны. Состояние расслабления не помеха, а скорее хорошая возможность узнать больше об окружающем мире. Век легкой доступности информации приучил нас к тому, чтобы сразу получить ответ на вопрос, который у нас возник. Что за звезда видна над горизонтом? Берем телефон, устанавливаем приложение, показывающее карту звездного неба, направляем на загадочное светило - и оп, это, оказывается, планета! Летним вечером над юго-западным сектором горизонта отчетливо виден Юпитер. На бумажных картах планеты не значатся, потому что меняют свое положение относительно звезд. Собственно, планета с древнегреческого и переводится как «странник», «блуждающее светило».
Но приложение на телефоне легко вычислит положение этих объектов. Оказывается, из планет он тут не один! В лучах заката еще видна красавица-Венера, над югом - блеклый желтоватый Сатурн, а к полуночи в той же стороне неба появится оранжевый Марс. Между прочим, в конце июля будет наблюдаться великое противостояние этой планеты. В противостояние Земля и Марс находятся по одну сторону от Солнца и максимально сближаются. Это повторяется каждые 2 года и 50 дней. Но поскольку орбиты планет слегка вытянуты, это расстояние в разные сближения меняется, и сейчас оно будет практически минимальным. Марс в это время наиболее яркий. Даже в небольшой телескоп на нем можно заметить некоторые детали рельефа и полярные шапки. «Вооруженный» глаз также поможет заметить серпик у Венеры, полосы на Юпитере, кольца Сатурна. Ничто не мешает обратиться к множеству интернет-источников, чтобы узнать больше о каждой из них.
Мы увидели, что, опираясь на видимую картинку, можно увидеть и узнать столько интересного и нового! Это как две стороны нашего знания - эмоции и рациональный научный подход. Внешне кажется, что они противоречат друг другу, что наука разделяет по полочкам и выметает романтический настрой. Но, оказалось, можно создать учебную ситуацию, когда одно дополняет другое и с потрясающим результатом!
Конец июля и август 2018 года - время двух затмений. Вечером 27 июля произойдет лунное затмение. Еще древние греки по круглой форме земной тени, которая наша планета отбрасывает на спутницу, сделали заключение, что Земля имеет круглую форму. На полтора часа ночное светило лишится солнечного света, окрашиваясь в красноватый свет. А утром 11 августа произойдет частичное солнечное затмение, в котором Луна лишь частично закроет дневное светило. Следует помнить, что невооруженным глазом яркий диск Солнца можно наблюдать лишь через плотный фильтр или сварочные очки. Не закрыли объектив телескопа фильтром? Тогда Солнце можно будет увидеть всего два раза за оставшуюся жизнь - сначала левым глазом, затем правым.
20 марта 2015 года днем как раз было такое затмение. Был учебный день. Многие ученики московской школы №1566 знали о предстоящем событии, приходили в кабинет информатики и просили старые дискеты, пленки которых оказалось очень удобно использовать в качестве темных фильтров. Затмение происходило во время последних уроков. Многие учителя отпустили детей наблюдать явление через окно, некоторые даже специально вышли на улицу. Событие не такое уж редкое, полное затмение наблюдать намного интереснее. Но какой отклик, какая вспышка интереса!
Первая половина августа - время действия метеорного потока Персеиды. В большинство ночей года видно совсем немного метеоров - всего 1-2 в час. Но в некоторые периоды года Земля пресекает в своем движении орбиты комет, оставляющих за собой рои мелких каменистых частиц. Сталкиваясь с нашей планетой на скорости 30-70 километров в секунду, пылинки сгорают в верхних слоях атмосферы. Кажется, будто звезда упала.
Начиная примерно с 5 августа небо «оживает» яркими вспышками, достигая максимума в ночь с 12 на 13 августа, когда можно увидеть до 60 или больше метеоров в час. Никакого телескопа для наблюдений не требуется, поскольку заранее не известно, в какой части неба появится «гость». Смотреть можно в любую сторону, но предпочтительнее северная или южная сторона. Поскольку Земля движется вперед по орбите утренней стороной, сталкиваясь с частицами, то наблюдать следует после полуночи, а лучше под утро. Августовский поток - это, пожалуй, вершина ночной романтики и эффектное завершение лета.
А что же в школе? Большинство детей интересуются знаниями о космосе (по исследованиям разных лет, около 70%). Однако опросы показали, что большая часть учащихся, прошедших через школьный курс астрономии, была разочарована. Среди причин - неинтересное объяснение, наличие задач с формулами, отсутствие наглядности, невозможность поставить эксперимент. Попросту говоря, многие учителя сами не интересовались астрономией или на это не хватало времени, потому что предмет считался второстепенным.
Но с 2003 года, когда данный предмет был убран из школьной программы, многое изменилось. Недостаток наглядности уже удалось ликвидировать в связи с появлением в Сети огромного количества фотографий, фильмов и интер­активных моделей. Но это еще не все. Например, в комплект оборудования, предлагаемого для кабинетов астрономии, входит компьютерный мини-планетарий! Оказывается, даже не столь важно качество изображения. На занятиях с таким аппаратом ребятам легко удавалось изучить созвездия и яркие звезды, они соревновались в своих знаниях, легко ориентировались в суточных движениях на различных широтах! Чувствовалась некая особая обстановка, общность в понимании эмоций созерцания светил и одновременно раскрепощенность в общении и демонстрации своих знаний.
Это и многое другое я рассказываю на своих уроках и мастер-классах, например, проводил один из них в планетарии Елецкого университета в рамках межвузовской школы-семинара «Астрономическая картина мира за два дня».
«Второстепенные» предметы можно сделать интересными, эффективными и насыщенными актуальным учебным материалом. Современные технологии могут позволить показать мир небесных светил в интерактивном режиме, в выбранном преподавателем темпе; показать особенности видимости объектов с гибким управлением временем и местом наблюдения. Компьютер, создающий изображения, может показать также невидимое человеку: мириады слабых звезд, высокоэнергичные объекты и облака космической пыли в невидимых человеку лучах. Опыт, достигнутый энтузиастами, может тиражироваться путем записи лекций и воспроизведения в тех планетариях, где еще нет достаточного опыта работы. Все это может послужить тому, что астрономия, предмет, которого так ждут большинство старшеклассников, не просто не разочарует их, но и достигнет поставленных целей.

Дмитрий КЛЫКОВ,
учитель информатики и астрономии школы №1566