Может ли отдых быть образовательным? Может! Пример этому - ежегодные профильные смены-практики в нашей школе.
Четвертый год мы реализуем биохимическое направление обучения, которое начинается с восьмого класса. Какое представление имеет семиклассник об этом? Приблизительное... Чем руководствовался при выборе профиля? Природными склонностями. Интересом к предмету. Советами одноклассников. Волей родителей. На вопрос «Кем хочешь стать?» чаще всего слышим следующий ответ: «Наверное, медиком (реже - биологом или химиком)». И главная наша задача - поддержать интерес, помочь сформировать и усилить его к десятому классу.
Ежегодная июньская профильная практика для десятиклассников служит целям закрепления теоретического материала, знакомства с профессиями, учит навыкам самостоятельной работы - в общем, всему тому, что не вмещается в обычный урок. Целая дополнительная четверть. Кто-то ее называет пятой, кто-то - образовательной сменой, кто-то - умными каникулами. Ну а мы - профильной практикой.
Программа весьма насыщена. Это и обязательное посещение отраслевых музеев. Например, в этом году Музей воды, где ребята ознакомились и с историей первых кремлевских водопроводов, и с новейшими технологиями водоподготовки, водоочистки, действующими макетами сооружений, электрифицированными картами источников водоснабжения, схемами технологических процессов очистки природной и сточной вод.
Одно из занятий проходило в знаменитой Третьяковке. Кто-то может покрутить у виска: «При чем тут профильная практика биохима?», «Зачем необходимы энтомологические исследования в музеях?», «Чем обусловлен рыжий цвет фоксингов?», «Каковы направления исследователей биологов-консерваторов?» - это лишь малая часть вопросов, на которые ребята самостоятельно нашли ответы. «Биология» и «реставрация» - до практики эти два понятия никто не объединял. Ребята признались, что для многих это было открытием. Может, для кого-то это станет профессиональным интересом в будущем.
Побывали в лаборатории Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, занимающейся вопросами продовольственной безопасности.
Занятия по паразитологии и фармакологии, ветеринарному делу провели для ребят ведущие специалисты Института санитарно-ветеринарной экспертизы, биологической и пищевой безопасности Московского государственного университета пищевых производств. Теперь у старшеклассников есть представление о специальностях, связанных с диагностикой болезней и терапией животных, патологией и морфологией животных, ветеринарной микробиологией, вирусологией, эпизоотологией, ветеринарной санитарией и ветеринарно-санитарной экспертизой. Но самое главное в этой части практики была «проверка на выбор». Взять на руки петуха и послушать его сердечный ритм, пропальпировать козу под силу только тому, кто действительно хочет стать ветеринарным врачом.
Энтомологию, орнитологию и ботанику изучали в мытищинской части национального парка «Лосиный остров» вместе со специалистами государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма». Зачет по ботанике в настоящем лесу - мечта каждого учителя биологии. Ребята составили свой флористический список из 100 растений, научились работать с определителями, сделали гербарий, нарисовали ботанический рисунок не хуже Эрнста Геккеля (растение выбирали сами). Они сами поставили эксперимент: проверили эффективность действия известных репеллентов на комаров, познакомились с разными биотопами.
На вопрос, помогла ли практика с определением будущего направления обучения в высшей школе, ответ был положительным. Все отметили прикладной характер практики. Все, что изучалось на разных предметах отдельно, сложилось в единую картину. Они наконец-то увидели межпредметные связи, «пазлы сложились».
Мы решили задачу на тему «Профильная практика». С чего начинается любая задача? С условий. Условия в Москве для всех равны. Выписываем: «Дано: кроме творческого коллектива учителей школы и образовательной среды (лабораторий Курчатовского проекта и проекта «Инженерный класс в московской школе»), уникальное образовательное пространство Москвы, лаборатории вузов, услуги дополнительного образования города, особо охраняемых природных территорий».
Решение задачи, а вернее способ ее решения, каждый выбирает свой. Главное, чтобы получился правильный ответ.

Светлана СИНЕГАЕВА,
учитель биологии школы №1547, лауреат Премии Правительства Москвы