Не секрет, что залогом успеха в развитии множества навыков - в том числе речи - является регулярность и систематичность занятий. Поэтому особенно важно именно в летний период, период отдыха от основных занятий с педагогом, самостоятельно отрабатывать дома упражнения, нацеленные на увеличение словарного запаса, правильное произношение слов и выстраивание грамматических конструкций. Чтобы занятия не утомляли, нужно лишь грамотно их дозировать и выбирать игровую форму.

Расширяем словарный запас ребенка
Если ваш ребенок только начал осваивать слова (скорее всего, имена существительные), то помогите ему сделать это. Подсказывайте названия новых предметов, рассматривайте картинки в книжках и вслух произносите их названия. Задавайте простые вопросы: «Кто это?», «Где котик (Катя, дом, няня и так далее)?» Помогайте на них отвечать. Предпочтение на этом этапе отдаем простым и коротким словам, а также простым, максимально конкретным предложениям.
Когда слов в запасе уже много, но все же недостаточно, то продолжаем обогащать словарь другими частями речи в формате простых игр. Например, можно хвалить любимую игрушку, соревнуясь, кто больше слов для этого придумает (обогащаем словарь признаков). Можно устраивать шуточные соревнования между игрушками на предмет их «умений» (обогащаем словарь действий). Можно играть с игрушкой в прятки и озвучивать, где спряталась игрушка и откуда ее достали (обогащаем словарь предлогов). Очень интересна игра в загадки, когда нужно отгадать или найти предмет, о котором говорится. Отгадывать можно и по признакам, и по действиям, и по местоположению. Хороша также широко известная игра «Да-нет», когда один из участников задает вопросы о задуманном или спрятанном предмете, а второй имеет право отвечать только «да» или «нет».

Учимся грамматике
Как правило, самые распространенные ошибки в речи детей возникают при употреблении предложно-падежных конструкций. Для тренировки грамотного использования этих конструкций можно применить игру «Иностранец». По сути, это восстановление деформированной фразы, где слова даны в своей начальной форме. Говорим ребенку: «К нам приехал слон (жираф, кукла - любая игрушка может сыграть эту роль). Он иностранец и по-русски говорит еще не очень хорошо. Помоги мне его понять, переведи его слова».
Во всех играх на развитие грамматики следует особое внимание обращать на произнесение окончаний слов, выделяя их голосом и привлекая к ним внимание ребенка.

Учимся рассказывать

В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать - это в первую очередь умение выстраивать последовательность. Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат - фантазия не ограничена. Условие: ребенок - командир. Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.

Учимся «выговаривать»
Здесь мы не обойдемся без физической подготовки мышц артикуляционного аппарата - безусловно, артикуляционную гимнастику в каникулярный период прекращать не стоит. Кроме этого, следует продолжать автоматизацию уже поставленных звуков, разучивая, например, скороговорки и соревнуясь в скорости их проговаривания с родителями.
Для того чтобы ребенку легче было проговаривать сложные по структуре слова, следует развивать у него чувство ритма и умение запоминать последовательность слогов. Для этого можно повторять друг за другом хлопками различные ритмические рисунки, а также играть в игру «Запомни, повтори». Правила игры: ребенок должен повторить за взрослым 3, 4, 5 или больше слогов или слов в строго заданной последовательности. Для повышения интереса к игре ребенку и взрослому стоит меняться ролями.

Конечно, это далеко не полный перечень возможных речевых игр и упражнений с ребенком, но при регулярном включении их в ваше общение результат не заставит себя ждать. Не прекращайте занятия летом: совместно проведенное время обязательно принесет результат!

Елена МОРОЗОВА,
учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;
Елена САВОСТЬЯНОВА,
учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы