уществует распространенное мнение, согласно которому лето не самый подходящий период для получения дополнительного образования. Ведь лето - это сезон отпусков, когда можно забыть обо всех заботах, а значит, учеба в это время года будет малоэффективна. Однако, по мнению экспертов, получение дополнительного образования является наиболее приятным и полезным именно в теплый период года. Именно возможность проходить обучение по программам дополнительного образования в любое время года делает дополнительное образование еще более привлекательным. Ведь в отличие от школьного или вузовского обучения, где существует строгий график занятий, посещать курсы можно как днем, так и вечером, как зимой, так и летом. Тем более что сегодня на рынке представлено множество образовательных центров и курсов, позволяющих заниматься саморазвитием, их двери открыты для всех желающих круглый год.
Утверждение о том, что учиться нужно когда угодно, только не летом, все чаще подвергается сомнению. Люди, нацеленные на саморазвитие и самореализацию, уверены, что каникулы и отпуск - это не время для безделья, а возможность получить новые знания. Психологи утверждают, что человек, начавший обучение летом, выходит за рамки привычного восприятия и становится гораздо ближе к достижению своей цели. Новые подходы к содержанию образовательных программ дополнительного образования позволили качественно изменить подходы к организации летнего отдыха детей и рассматривать их как продолжение основного образовательного процесса.
Причин, по которым обучение по программам дополнительного образования не стоит откладывать на осень, множество, среди них:
Больше свободного времени. Летом многие уезжают на отдых, загруженность на работе спадает, а у детей начинаются каникулы, что означает отсутствие домашних заданий и, возможно, отъезд к бабушке на дачу.
Выгодные предложения образовательных центров. Происходит переформатирование образовательных программ, они больше ориентированы на творческое и социокультурное развитие детей.
Солнце и тепло приносят радость. В отличие от холодных месяцев, когда людям приходится питаться искусственно выращенными фруктами, овощами, летом ситуация кардинально меняется.
Каникулы - это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации, ее осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Во время летних каникул происходят разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом дать полноценный, правильно организованный летний отдых своим детям. Наиболее распространенной формой организации детей остаются летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, создаваемые при образовательном учреждении. Это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. Ведь не у всех есть возможность отправить ребенка в загородные летние лагеря или в санаторий. Необходимо учитывать и то, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как среда.
Летний отдых - это пора активной социализации ребенка. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Целесообразность программ летнего отдыха раскрывается во всех аспектах образовательного процесса - воспитании, обучении, развитии. Среди новых форм, направленных на мотивацию детей, подростков и молодежи к расширению спектра получения дополнительных знаний, компетенций и навыков, к осознанному выбору жизненного пути, сегодня можно выделить крупные городские просветительские проекты, работающие за рамками основного образовательного процесса: «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Профессиональные каникулы», «Субботы активиста», «Субботы Мужества» - экскурсии, лекции, мастер-классы. Разрабатываются и реализуются совместные просветительские проекты с учреждениями культуры: «Всей семьей в театр», «Всей семьей в музей», «Семейное путешествие». Городские программы летнего дополнительного образования существенно дополнились коммерческими программами: в Москве открываются и развиваются новые интересные практики, пользующиеся популярностью у юных москвичей, - «Экспериментариум», «Мастер­славль», «Иннопарк», «Кидбург», «Марс-Тефо», «Эврика-парк». Тысячи москвичей и гостей столицы ежедневно делают выбор в пользу познавательного и полезного досуга. При этом эти программы, а также программы летнего отдыха в лагерях предлагают огромный спектр образовательных и познавательных траекторий для самых разных детей.
Лето - это подходящее время для развития и воспитания детей, и важно не упустить те возможности, которые оно предоставляет. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
«Лето - это маленькая жизнь» - так красиво и точно сказано в известной песне Олега Митяева. Однако эту «маленькую жизнь» необходимо правильно обустроить, наполнить важными, интересными и, конечно, полезными для ребенка занятиями.

Алевтина РУМЯНЦЕВА,
заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию школы №1959, кандидат политических наук