Проведение уроков в нестандартной форме - эффективный, но очень трудоемкий процесс. Выбираю произведения по соответствию программе, по проблематике.
Вопросы к читательской конференции составляю так, чтобы проверить, насколько внимательны читатели: место, время действия, особенности биографии героев, пейзажа – все это не должно ускользнуть от внимания ребят и постепенно подвести их к пониманию идеи произведения, нравственной проблематики.
Мною разработаны уроки-конференции по таким книгам, как «Чучело» В. Железникова, «Мой брат играет на кларнете» А. Алексина, «Алые паруса» А. Грина и другие.
На читательских конференциях учащиеся особенно активны. Им нравится находить ответы на вопросы, особенно если эти ответы не лежат на поверхности произведения. Постепенно такой урок перерастает в диспут, каждый желающий может высказать свою точку зрения. Поведение учащихся на таких уроках более мотивировано, чем на обычных. А главное-это результат: все (за редким исключением) ребята читают произведение, пытаются разобраться в прочитанном, решают нравственные проблемы.
Также практикую проведение уроков-викторин. Это может быть, как целый урок, так и его фрагмент.
Нынешним семиклассникам интересна подобная форма урока. Отвечая на вопросы, ребята стараются отстаивать свою точку зрения: налицо элемент соревнования, есть мотивация – хорошая оценка за определенное количество набранных баллов. Так можно проверить уровень начитанности.
В 6-х классах впервые урок-викторину я провела по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ребятам понравилась подобная нестандартная форма. В 2017-2018 году урок был дан по новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».
В этом учебном году на уроке-конференции присутствовали и родители, и ученики. Тема урока: «Соцветие мудростей в сказке «Attalea princeps» В. Гаршина. Родители, так же как и ребята, старались отвечать на проблемные вопросы, решали тестовые задания, составляли синквейны.
Безусловно, трудно достичь высокого результата. Учителя понимают, что в классе есть ребята, которые готовы активно обсуждать, но есть и те, кто только присутствует на уроке. Как же оценивать всех? А главное, как их мотивировать? Опыт показывает, что именно уроки - читательские конференции, уроки-викторины - позволяют в достаточной степени мотивировать современных детей.

Лариса НАЗАРЕНКО,
учитель русского языка и литературы школы имени Артема Боровика