Все ждут лета, но особенно дети. Чего же они ждут? Они ждут солнца, тепла, моря, чтобы купаться, много играть и двигаться. «Огромное удовольствие - гулять!» А еще они говорят: «Лето - чтобы дети радовались», «Летом никому не бывает скучно».
радиционно работа в дошкольных группах строится таким образом, что интеллектуальная нагрузка на детей снижается. В летний период мы отказываемся от «заорганизованных» форм работы с детьми (хорошо бы от них отказаться с сентября по май). Летом жизнь ребенка наполняется новыми впечатлениями, эмоциями от красоты окружающей их природы, которая сама становится источником чего-то удивительного. Поэтому детское любопытство никуда не уходит, а, наоборот, многократно возрастает. Как важно, чтобы в это время рядом с ребенком находился интересный взрослый, который бы помог каждому ребенку проявить себя в разных видах деятельности!
В нашей школе №2087 «Открытие» в летний оздоровительный период специфика воспитательно-образовательной деятельности такова:
- организация рационального режима двигательной активности дошкольников и приобщение их к летним видам спорта;
- увеличение времени пребывания на воздухе, выбор форм работы, которые удобно организовывать с детьми на улице;
- использование активизирующей образовательной среды;
- реализация системы здоровьесберегающих технологий и оздоровительных режимных моментов;
- поддержка инициативы и самостоятельности ребенка во всех видах детской деятельности (увеличивается время самостоятельной детской деятельности);
- раскрытие творческого потенциала ребенка.
Летом в школе для воспитанников дошкольных групп продолжают создаваться полноценные условия для всестороннего развития детей. В этот период приоритетным для нас является забота о здоровье. В режим двигательной активности включены различные виды гимнастик, такие как утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, гимнастика для мозга; оздоровительная ходьба и бег, дорожки здоровья, су-джок-терапия, пальчиковые игры, систематическая организация подвижных игр разной интенсивности, дни здоровья, элементы спортивных игр. И все это влияет на улучшение не только физической, но и умственной активности ребенка, стабилизирует работу его нервной системы.
В дошкольных группах комплекса хорошо зарекомендовала себя тематическая модель организации работы летом. В рамках данной модели проводятся тематические дни, периоды и проекты. Практика проведения тематических дней позволяет рассмотреть тему средствами разных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы с детьми. Это дает возможность всем участникам не просто ознакомиться с неизвестным для себя явлением, но и прожить весь день в особой атмосфере.
Тематические дни наполнены игровой детской деятельностью: сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные игры разной интенсивности, игры с песком и водой, игры-эксперименты, музыкальные игры; различные виды детского творчества (песенное, изобразительное, речевое). Детям предлагается рассматривание иллюстраций, картин, чтение книг, слушание музыки. В эти дни проводятся различные конкурсы, экспресс-выставки, мастерские, лаборатории, видеопрезентации, фотовыставки, беседы, рассматривание коллекций, экскурсии, эстафеты, просмотры мультфильмов, рисование на асфальте, песке. Родители становятся активными участниками процесса.
Для младших дошкольников организуются следующие тематические дни: «Солнечный зайчик», «Ой, кружок, кружок, кружок...», «Чудеса на огороде» «День матрешки», «Разные дома», «Утенок и цыпленок». В старших дошкольных группах: «Превращение одуванчика», «Цветочные часы», «Солнечная палитра», «Вот он, хлебушек душистый», «О чем может рассказать шишка», «Врач по имени пчела», «Собака бывает кусачей», «Песочное волшебство», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мое имя», «У природы нет плохой погоды», «Футбол и шахматы». При желании день может превратиться в тематический период или проект.
На сегодняшний день педагоги и психологи констатируют снижение познавательного интереса у ребенка к чему бы то ни было. А это, в свою очередь, приводит к пониженной обучаемости в школе. Тематические дни, на наш взгляд, способствуют проявлению детского любопытства и его удовлетворению. По словам К.Д.Ушинского, любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредоточивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. А любознательность, в свою очередь, приводит к развитию познавательной активности дошкольника.
Практика нашей работы доказывает интересность и пользу проведения тематических дней при организации летней оздоровительной кампании в дошкольных группах.

Татьяна КОРНИЛОВА,
методист школы №2087 «Открытие»;
Мария МИЛОВАНОВА,
педагог-психолог школы №2087 «Открытие»