Российские школьники лидируют в мире по качеству чтения и понимания текстов. В мае 2016 года и в нашей школе №1566 проводилось тестирование учащихся 4-х классов в рамках международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текстов» PIRLS-2016.

В рамках исследования PIRLS не выявлено связи между числом часов на обучение чтению и результатами по читательской грамотности. Подтверждается вывод прошлых циклов исследования, что важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, то есть эффективность использования времени урока.
Почему именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования? Потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, - залог того, что школьник успешно завершит обучение, станет в дальнейшем грамотным специалистом.
Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках литературного чтения, а добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.
В век интерактивных технологий количество источников информации возросло многократно и, к сожалению, книги становятся устаревшими источниками. На смену им приходят более ресурсоемкие носители. Прелесть же живой книги в тактильных и обонятельных ощущениях, когда ее можно потрогать, почувствовать запах бумаги, полиграфии. Ведь важнейшая информация поступает и откладывается в подсознании при помощи обоняния.
Детские книги читают дети, но выбирают эти книги родители, учителя. Вот и закончился учебный год. Наступили самые длинные и такие долгожданные каникулы. Это самое хорошее время для приобщения ребенка к чтению. Днем, когда жарко и не хочется гулять, самое время немного почитать. В каждом классе на лето даются списки рекомендуемой литературы. В списки входят большие произведения, которые будут изучаться в течение следующего года. Я же предлагаю своим ученикам произведения современных авторов.
Хорошая детская книга интересна и для детей, и для взрослых. Потому что это всегда игра, приключение, фантазия. Хорошая детская книжка в папах и мамах пробуждает душевные, человеческие качества.
- Наша детская литература сегодня находится на взлете, - утверждает Ирина Ивановна Краева, автор художественных произведений для детей, журналист, педагог.
Во-первых, продолжают активно писать мэтры: Юнна Мориц, Владислав Крапивин, Валерий Воскобойников, Сергей Георгиев... Во-вторых, накатила высокая волна молодых авторов.
В нашей школе с целью приобщения к чтению, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного, проходят читательские конференции по произведениям современных писателей. Нередко конференции проходят с привлечением авторов. Современные детские писатели и их произведения могут поселиться и на вашей полке детских книг. Конечно, их стоит отбирать более тщательно, неизвестные тексты сначала должны быть прочитаны родителем, учителем.
Вот список современных писателей, который я предлагаю для своих учеников: Мария Ботева, Анастасия Орлова, Юлия Кузнецова, Евгения Басова, Тамара Михеева, Елена Ракитина, Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак, Анна Никольская, Андрей Усачев, Тамара Крюкова, Вероника Ткачева, Марина Дружинина... и, конечно, Ирина Краева. Увидите эти имена на обложке, не сомневайтесь: чтение доставит радость.

Маргарита АСРИЕВА,
учитель начальных классов школы №1566