​Как помочь ребенку хорошо учиться в пятом классе?
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной. Это в первую очередь соблюдение режима дня. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, создает необходимый баланс между его мышлением и эмоциями.
Это оптимальный двигательный режим:
1) катание на велосипедах, роликах, скейтбордах;
2) плавание в бассейне, море, реке, пруду;
3) пробежка по парку, различные подвижные игры.
При этом необходимо не забывать формировать навыки безопасного поведения в повседневной жизни, беседовать с ребятами о правилах безопасности, где бы они ни находились.
Правильная организация режима дня позволяет:
1) легче справиться с учебной нагрузкой;
2) защищает нервную систему от переутомления, то есть укрепляет здоровье. Ведь плохое здоровье школьников - причина неуспеваемости. Поэтому нужно приучать ребят к соблюдению режима дня, правильному питанию, добиваться, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику, был на свежем воздухе не менее двух часов в день.
Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Нужно напоминать детям об их домашних обязанностях, ведь приученному к ним ребенку не нужно будет постоянно напоминать:
-  убери свои игрушки;
-  сложи аккуратно вещи;
-  выполни  домашнее задание;
-  помой посуду за собой;
-  сядь почитай книгу (ведь если ты читаешь хорошо, то будешь хорошо учиться, уметь пересказывать тексты, развивать память);
-  вовремя ложись спать (ведь сон - это основа здоровья).

Что поможет адаптироваться четверокласснику к обучению в пятом классе?
Преподавателям-предметникам пятых классов, будущим классным руководителям нужно знакомиться с характеристиками учащихся четвертых классов, особенностями клас­сных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
В плане вопроса преемственности можно составить мониторинг выставления итоговых отметок при переходе из четвертого в пятый класс, чтобы проследить, как изменятся эти отметки в дальнейшем.
Учителям начальных классов целесообразно первое время посещать уроки в пятых классах с целью наблюдения за ребятами в адаптационный период (быть поближе к выпускникам, чтобы они себя увереннее чувствовали на уроках в их присутствии); интересоваться результатами входных контрольных работ.

Рекомендации для родителей пятиклассников
На первых этапах обучения в средней школе могут возникнуть трудности в учебе.
1. Постарайтесь вместе с ребенком выучить фамилии, имена и отчества новых учителей.
2. Скажите, что классный руководитель - друг и ребенок в любое время может к нему обратиться за помощью.
3. Перед ребенком стоит очень важная задача - выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Хорошо, если ребенок сам может справиться с домашним заданием. Если он не уверен, то, конечно же, в первое время помощь родителей в подготовке домашних заданий просто необходима. Пусть ребенок почувствует вашу заботу о нем, поймет, что вы рядом и готовы прийти на помощь, но ни в коем случае не выполнять за него эту работу.
4. Постоянно приучайте ребенка к самостоятельности.
5. Систематически спрашивайте об успехах в школе, о поведении, о взаимоотношениях с учителями и ребятами в классе. Находите вместе путь разрешения конфликта, если он возник.
6. Если что-то происходит в семье и вы видите, что ребенок замкнулся, изменился, идите сами к классному руководителю и разговаривайте о сложившейся ситуации, чтобы вовремя предпринять совместные действия.
Каникулы - время, которым ребенок имеет право распорядиться по собственному усмотрению, а содержание и организация этого времени - актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно сейчас у ребенка есть возможность стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. И можно:
1) посещать библиотеки (читать, изучать энциклопедии);
2) ходить в картинные галереи, музеи, на выставки;
3) побывать в театрах, участвовать в квестах;
4) пообщаться с обитателями зоопарков.
Посещая библиотеки, ребята отправляются за поиском необходимой эксклюзивной информации, получают разносторонние знания, становятся любопытными.
Посещая картинные галереи, музеи, музеи-усадьбы, выставки, ребята гуляют по маленьким и большим залам, рассматривают портреты и скульптуры, знаменитые картины, расширяют знания об изобразительном искусстве, знакомятся с различными видами живописи, совершенствуют умение составлять рассказы по произведениям изобразительного искусства, знакомятся с новыми словами и обогащают свой словарный запас, закрепляют свои знания о профессиях художника, реставратора, экскурсовода.
Посещая театры, квесты, мюзиклы, кинотеатры, ребята знакомятся с необыкновенными декорациями, костюмами и спецэффектами, музыкальным сопровождением, культурой общения. После прохождения квеста игроки выходят очень эмоциональными - им хочется поделиться друг с другом впечатлениями и задать вопросы о решении той или иной загадки.
Посещая контактные зоопарки с домашними и дикими животными, ребята получают море положительных эмоций, проводят время познавательно и увлекательно.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит, сохранения ее в наших детях. В связи с этим родители могут посещать с ребенком летом различные парки, памятники, беседовать о героях, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны, воспитывая уважение к традициям и обычаям народов.

Список литературы на лето для пятиклассников
1. Мифы Древней Греции.  
2. Мифы древних славян.
3. Сказки народов мира.  
4. Легенды и предания. О граде Китеже.
5. А.Пушкин. «Руслан и Людмила».
6. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева».
7. Ш.Перро. «Золушка».
8. П.Бажов. «Каменный цветок».
9. Басни И.Крылова.
10. Эзоп. «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».
11. П.Бажов. «Малахитовая шкатулка».
12. А.Платонов. «Волшебное кольцо».
13. И.Тургенев. «Муму».
14. Л.Толстой. «Кавказский пленник».
15. А.Куприн. «Белый пудель».
16. М.Пришвин. «Кладовая солнца».
17. А.Чехов. «Каштанка».
18. М.Зощенко. «Великие путешественники».
19. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке».  
20. Д.Дефо. «Робинзон Крузо».
21. М.Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
22. Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».
23. Ж.Верн. «Таинственный остров».
24. А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинныйчулок».
25. Д.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».  

Светлана ЧУГУНОВА,
учитель начальных классов школы №1566