Пятая летняя четверть - лучшее время, чтобы поднять голову вверх и заглянуть в завтрашний день. Заглянуть не просто с надеждой и ожиданием перемен, а с уверенностью в том, что уже сегодня
мы сами проектируем и конструируемту реальность, в которой хотим оказаться. Может быть, одна из важнейших современных компетенций - это способность создавать яркий образ будущего и проектировать окружающую нас социальную среду, сообразуясь с этим видением.

В педагогическом смысле это означает, что стоит дать ребенку почувствовать, как его мечты, идеи, устремления могут уже сегодня, хотя бы отчасти, воплотиться, и рядом с нами будет уже не просто ученик, а творец. Технологии проектного управления, вызванные современным темпоритмом жизни, и идеи социального конструктивизма соединяются сегодня, образуя новое образовательное пространство. Основная идея конструктивистского подхода заключается в том, что индивид своей социальной активностью формирует среду собственного развития и даже знания являются продуктом социального и культурного конструирования. И если в образовательном пространстве не находится места для реальной детской инициативы, то формирующая и развивающая ценность образования резко девальвируется. Это небольшое предисловие важно для понимания того, какая большая не только по смыслу, но и по объему предстоит задуманная нами работа по формированию школьной системы проектной деятельности.
В 2017 году в нашей школе была создана Академия социального проектирования и конструирования и разработана педагогическая технология «Школьная лаборатория проектной деятельности». Как один из первых системных социальных проектов, на базе школьной лаборатории была разработана школьная компания игровых технологий «Кот и кит». Участники этого проекта, ныне выпускники 11-го класса, разработали и реализовали игры, интересные для детей и значимые для образовательного процесса, - профессиональные пробы для 4-х классов, образовательный квест по «Гарри Поттеру» для 8-х классов, военно-спортивную игру «В разведке» с участием наших кадет для учеников средних классов. Ребята не только провели игры, но и выполнили исследовательский проект по экономике «Маркетинг игровых технологий в образовательном пространстве школы», который занял второе место на Городском конкурсе проектных и исследовательских работ 2018 года. В течение этого учебного года выпускникам удалось сформировать новую команду проектного совета, которой была передана школьная компания игровых технологий. Стало уже традицией в конце учебного года представлять наши школьные социальные проекты известным экспертам. В прошлом году проект получил одобрение Комитета Государственной Думы РФ по местному самоуправлению и оправдал высокую оценку, собрав призы и награды на всех конкурсных уровнях. В этом году новый состав проектного совета школы представил свои апробированные проектные идеи экспертам городского ресурсного центра по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер». Ребята были отмечены специальными дипломами, школа получила благодарность, а проекты начали реализовываться в рамках пятой развивающей четверти. А 2 июня представители нашей школы приняли участие в Большом волонтерском фестивале в Сокольниках, который стал важным событием Года волонтера в России.
В этом году обучающиеся 8-х и 9-х классов, члены проектного совета школы, разработали и провели два проекта, посвященных футбольному чемпионату мира в Москве, - «Спортивное школьное многоборье» и «Разноцветный футбол - урок ФИФА в школе».
«Школьное многоборье» с юмором, но всерьез обыгрывает обычную школьную жизнь, насыщенную испытаниями, превращающими каждый школьный день в спортивный марафон: не запутаться в школьных лабиринтах и избежать столкновений с живыми препятствиями - лабиринт Минотавра и паутинка; попасть скомканной бумагой точно в урну с мусором - урнабол; удержать равновесие на маленьком пятачке школьной территории - островок; привыкать носить «тяжкий груз знаний» - ранец-ринг (ранцем с медболом попасть в кольцо); помочь легкораненому товарищу - переноска раненых.
Идея «разноцветного футбола» состоит в том, что коман­ды составляются путем жеребьевки среди тех, кто заинтересовался, и различаются команды только по цветам. Смысл этого проекта в том, чтобы почувствовать вкус игры без горечи взаимных обид и досадных промахов, игра ради игры в одной общей команде увлеченных футболом. Урок ФИФА в школе - это и история футбола, и география, и примеры спортивной доблести.
Проектный совет сформулировал главную цель разработанных проектов - сделать спорт, здоровый образ жизни и волонтерские проекты полезными привычками каждого школьника:
- убеждая своим примером,
- увлекая новыми интересными играми и событиями,
- самостоятельно проектируя и конструируя окружающий мир,
- шаг за шагом развиваясь самим, изменяя мир к лучшему.
Участники проекта «Пятая развивающая четверть» продолжили проектную эстафету своими добрыми делами и ставшей для нас традиционной деловой игрой «Защита проектных идей». В течение июня ребята формировали проектные группы, обсуждали друг с другом и с педагогами разнообразные идеи. А в конце представили свои проектные идеи на общее обсуждение с тем, чтобы в чем-то убедиться, что-то уточнить и доделать, но обязательно довести до конца в наступающем учебном году.
Учащиеся 10-х инженерных классов приняли участие в проекте МАДИ «Инженерные каникулы». Ребята ознакомились с технологией конструкционных материалов и выполнили лабораторную работу на тему «Метрология, стандартизация, спецификация». В рамках сотрудничества с МГТУ ГА состоялось посещение УАТЦ «Шереметьево». Побывали с экскурсией на бортах самолетов ТУ-154, ИЛ-76 и ИЛ-86, ознакомились с особенностями радиоэлектроники на различных моделях самолетов. Посетили учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс», классы-тренажеры по подготовке водителей автобусов и продолжили проектную работу на базе учебной площадки технополиса «Москва».
Учащиеся 10-х медицинских классов готовят собственный проект «Ревизорро». Они прошли краткосрочное обучение на базе МОК имени В.Талалихина по теме «Организация питания в образовательных учреждениях», серьезно осваивая современные санитарные нормы, с тем чтобы в новом учебном году совместно с технологами комбината школьного питания «Конкорд» оценивать санитарно-гигиеническое состояние школьных столовых и осуществлять контроль качества проставляемого сырья и процесса производства.
Обсуждая итоги пятой развивающей четверти с педагогами, с членами проектного совета школы, координаторами профильных школьных классов, мы пришли к выводу, что проектно-конструкторская работа со школьниками в летний период дело важное и интересное. Пятая развивающая четверть может помочь обучающимся проявить на практике проектные компетенции, которые будут реализованы в различных формах социальных, учебных и волонтерских проектов. Новое измерение летней проектно-конструкторской работе придает тот факт, что творческой лабораторией становится весь город, превращаясь в открытый класс. Москва - это не только безграничные возможности для экспериментальной и исследовательской активности школьников, не только урбанистическое пространство, эстетически и со­циокультурно формирующее современную личность, но и добрососедское сообщество, в котором востребован талант каждого.
Проводить работу по подготовке эффективной пятой четверти надо в течение всего учебного года, подготавливая к этому проекту обучающихся и устанавливая необходимые партнерские отношения. Причем важной составляющей партнерских отношений должны стать сами образовательные организации, входящие в МСД, с тем чтобы интегрировать накопленный образовательный потенциал в городскую образующую и развивающую среду. Надеемся, что в будущем году работа школьной Академии социального проектирования и конструирования в рамках пятой развивающей четверти станет настоящей платформой для разнообразных школьных стартапов, для новых удивительных открытий в родном городе и в самих себе. Приглашаем к сотрудничеству все школы нашего МСД для объединения усилий в процессе построения эффективной системы проектно-конструкторской деятельности обучающихся.

Ольга АВЕРЧИНКОВА,
директор школы №1357 «На Братиславской», кандидат педагогических наук;
Олег РЕШЕТНИКОВ,
руководитель школьной службы стратегического развития школы №1357 «На Братиславской», кандидат педагогических наук