С​реди них одно из первых мест отводится развитию именно проектной составляющей учебного процесса. Ни для кого не секрет, что метод проектирования решает актуальные задачи, стоящие перед современной системой образования, способствует развитию и воспитанию личности ребенка, который самостоятельно планирует свою работу и поэтапно движется к поставленной им самим же цели.
Возвращаясь к намеченным на будущее задачам, хотелось бы на 100% использовать потенциал учителя-предметника, владеющего и активно применяющего методы проектного обучения, также развивать проектную деятельность инженерного направления. Именно эти работы могут со временем дорасти до технологических открытий и стать началом профессионального развития нынешних школьников. Ну и, конечно, расширение масштабов деятельности за рамки школы, налаживание устойчивых связей с вузами, предприятиями и, что уж, с реальными заказчиками и спонсорами! Согласна - задачи глобальные! Ура! Такая возможность представилась своевременно, несмотря на то что наступило жаркое лето!
Проходя обучение в онлайн-режиме в лекториуме «Как стать наставником проектов», поступило очень заманчивое предложение пройти интенсив по подготовке организаторов и наставников проектной деятельности для системы среднего и дополнительного образования в школе наставников на площадке ИЦ «Сколково». Для этого необходимо было заполнить анкету, ответив на ряд непростых вопросов. Когда этот этап оказался позади, я получила официальное приглашение принять участие в VI Школе наставников проектной деятельности. Кстати, хотелось бы отметить четкую организацию этого процесса, чего только стоит оперативное реагирование на обратную связь и общение по средствам электронной связи. Еще бы! Это же Сколково! Мне это помогло принять безотлагательное положительное решение. Расписание занятий, подробная карта удобных маршрутов прибытия, методические материалы - все это настраивало на четкую, активную и по-настоящему нужную работу.
Почему стоит участвовать? На этот вопрос отвечают и сами организаторы:
- освоение ряда практических методик работы с разного типа проектами, понимание специфики организации краткосрочных и долгосрочных форматов, возможность пройти на практике все «узкие» места проектного цикла;
- включение в программу партнеров, представляющих практики применения проектной культуры в школьном и дополнительном образовании;
- освоение технологии запуска и развития детско-взрослых инновационных проектов, включая разработку собственного сценария работы с молодежной проектной командой;
- включение в профессиональное сообщество организаторов детских кружков и кураторов детско-взрослых проектов «Кружковое движение».
Участники объединились в рабочие группы для создания собственных проектов: инженерное, биологическое, урбанистическое, социальное, экологическое, технологическое... Всего 11 направлений разработки проектов, которые осуществлялись под опытным руководством модераторов.
Молодые наставники отличились профессиональным подходом к своей работе, тактичностью и умелым использованием всего набора инструментов и практик проектной деятельности, под их чутким контролем проект создавался поэтапно, а вся методология осваивалась на практике. Логика развития стартапов, техники и приемы дизайн-мышления, схематизация, сценирование, ведение проблемных интервью, построение диаграммы Ганта, диаграммы последовательности - весь перечень методик и инструментов оказался более чем востребованным и необходимым для преодоления сложившихся шаблонов и стереотипов взаимодействия со школьниками.
Все три дня отличились насыщенной программой, освоить которую пришлось в форме лекций, мастер-классов, образовательных игр, командной работы, что не только посильно, но и, несомненно, полезно. Вопросы, с которыми многие пришли в школу наставников, нашли ответы. Среди них: где найти ресурсы для доведения проекта до конца, как мотивировать ребят, найти способы выстраивания траектории проектного обучения в школе?
В такой творческой и деловой атмосфере мы забыли, что вчера еще очень хотелось в отпуск и многие из нас считали дни до его начала. Сейчас же - какой отпуск! - хочется многое сделать, успеть до начала нового учебного года. Так что лето для педагогов не только пора отпусков, но и пора интересной творческой работы, дающей новый импульс к профессиональному росту!

Мария МИЛОВИДОВА,
учитель географии школы №491, руководитель проектной деятельности