Cвою педагогическую деятельность Шацкий начал в 1905 году после окончания физико-математического факультета МГУ. В 1911‑м педагог-новатор организовал трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии. Воспитанник «Бодрой жизни», будущий художник Л.Ф.Лушин, вспоминал: «У нас был бодрый, радостный труд, разумная общественная организация, непринужденные игры, свободное искусство и светлая, живая наука». Кит (так называли Станислава Теофиловича дети) собрал в школе-колонии прекрасный творческий коллектив педагогов, которые вместе с ним не только обучали и воспитывали детей, но и изучали детскую психологию, внедряли новые методы обучения.
В 1919‑1932 годах Шацкий возглавлял Опытную станцию по народному образованию (как бы сейчас сказали - инновационный отдел Министерства просвещения РФ). Опытная станция была новым, невиданным для того времени учреждением. И даже для наших дней это был бы грандиозный проект. Был создан комплекс педагогических организаций - от детских садов до педагогических училищ, в котором предусматривался и культурно-просветительский блок для родителей. Супруга Шацкого Валентина Николаевна, друг и соратник, взяла на свои женские плечи часть бремени - стала заведующей школой в 1923‑1924 гг. Школа должна развиваться как учреждение, организующее внутри и вокруг себя широкую исследовательскую и общественную деятельность, считала она. Основные задачи школы - это исследование характера детского труда, выявление форм и видов общественного служения, наиболее свойственных возрасту (в наши дни это социально значимая деятельность), организация культурной жизни через искусство, музыку, театр, экскурсии и т. д. Но главным при этом остается все-таки совместная деятельность «изучающих и строящих общую жизнь людей» по преобразованию мира вокруг себя и себя внутри этого мира.
Вникая в суть написанного, понимаешь, как сложно шло применение инновационного подхода к образованию, обучению и воспитанию подрастающего поколения. Практически те же проблемы стоят перед нами сегодня - научить ребенка учиться, подготовить его к жизни в обществе, помочь найти свой путь.
В свое время Анна Михайловна Кузьмичева, директор первой обнинской школы с 1960 по 1985 год (сейчас это школа №1 имени С.Т.Шацкого), в своей книге «Первая школа Обнинска» подробно рассказала о претворении в жизнь идей Шацкого. Его мысли и труды актуальны по сей день. И, мне кажется, даже ждут своего звездного часа.

Валентина СОКОЛОВА, директор частной школы «ЧаШа», педагог с 60‑летним стажем, Обнинск, Калужская область