Благодаря сети Интернет современные дети не хотят подчиняться последовательности и ритму изучения тем, продиктованным программой и учебником, они всегда убегают вперед. Поэтому приходится не только предлагать им альтернативные источники информации, но и мириться с этой особенностью поколения.
Последние несколько лет вышло много кинокартин, посвященных IT-сфере, которые будут интересны школьникам. В основном документальные. Интересный цикл фильмов «Завтра не умрет никогда. Поле битвы Интернет» и «Завтра не умрет никогда. Они среди нас» расскажет об актуальных проблемах современных информационных технологий и их эксплуатации. Его можно использовать в рамках раздела «Техника безопасности и эксплуатации компьютера», где уделяется внимание только общим гигиеническим правилам и гимнастике для глаз, а не актуальным проблемам, связанным с компьютерной зависимостью школьников, использованием вредоносного ПО.
Так, в первом фильме, посвященном распространению вредоносного программного обеспечения и возможным линиям защиты информации и пользователей, подобраны интересные сюжеты и комментарии мировых специалистов в области кибератак. Учащиеся могут вынести для себя много полезной информации о том, как не стать жертвой мошенника.
Второй фильм этого же цикла показывает возможные проблемы, связанные с повсеместным внедрением роботов, андроидов, широким развитием искусственного интеллекта. Уместно будет обсудить с учащимися следующие вопросы: может ли искусственный разум развивать сам себя? Способен ли он превзойти человеческий ум?
Из других документальных картин, основанных на историях реальных личностей и описывающих глобальные события в сфере IT-технологий, я бы порекомендовала к просмотру фильмы «Наука будущего Стивена Хокинга. Виртуальный мир», «Интернет-мальчик: история Аарона Шварца», «Хранители цифровой памяти», «Билл Гейтс. История успеха».
Существует заблуждение о том, что на уроках информатики нет места художественному кино. Это не совсем так. Отдавая предпочтение нашим добрым советским фильмам, я делаю нарезку из таких фильмов, как «Девчата», «Королева бензоколонки», «Иван Васильевич меняет профессию», «Весна на Заречной улице», «Высота», «Любовь и голуби», «Служебный роман». Мы выясняем с учащимися, кто режиссер, какие основные события в сюжете, исполнители ролей. На основе этой информации, изучая язык HTML, систему управления базами данных, текстовую и графическую информацию, учащиеся создают сайт с разделами «Персонажи» и «Крылатые фразы», ищут предикаты из речей главных героев. Такого рода занятия всегда воспринимаются с энтузиазмом, что повышает мотивацию учащихся, а кроме того, способствует расширению общекультурного кругозора школьников.
Моя коллега, талантливый информатик из Тулы, работая со старшеклассниками в рамках раздела «Социальная информатика», поделилась опытом проведения учебной дискуссии, используя сатирическую комедию Барри Левинсона «Плутовство» (англ. Wag the Dog), в главных ролях которой снялись Роберт Де Ниро и Дастин Хоффман.
«Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он вилял бы собакой» - запоминающиеся слова произносятся в самом начале фильма. Не сразу удается уловить смысл данной фразы, но создатели фильма с самого начала акцентируют внимание на том, что «хвост» в последнее время значительно поумнел и все чаще «виляет собакой».
Это драматическое произведение позволило рассмотреть проблемы информационного общества, обсудить с учениками роль информации в жизни как отдельной личности, так и государства в целом.
На уроках по изучению свойств информации, ее достоверности, объективности и актуальности в качестве домашней работы, особенно гуманитарному классу, можно предложить написать заметку для блога про просмотренный фильм с требованием отразить на примерах эти понятия. Заметки получатся очень интересные.
Урок информатики априори предполагает постоянно использовать мультимедийное оборудование, в том числе и в воспитательных целях. Долгое время я работала в школе №4 города Тулы, в классах с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Каждый ребенок отличался особенностями поведения, развития и воспитания. Сплотить и обучить такой класс очень непросто. К таким учащимся нужно найти индивидуальный подход не только в обучении, но и в общении: подобрать нужные слова, расположить к себе и завоевать доверие.
Проблемы таких людей представлены еще в одном замечательном, на мой взгляд, фильме Барри Левинсона «Человек дождя» (Rain Man) с Томом Крузом и Дастином Хоффманом в главных ролях. Эпизоды этой кинокартины стали визуальными образами к разговору о милосердии, душевной щедрости, такте и понимании. Они напомнили о том, что лишение человека с аутизмом стабильности, привычных ему мелочей может привести к гибели, а значит, окружающие должны с пониманием относиться к его «прихотям» и поддерживать душевный комфорт. Обсуждение поведения героев в трудных жизненных ситуациях привело меня к душевной, доверительной беседе с родителями и детьми.
На сегодняшний день в свою воспитательную кинокартотеку я добавила фильмы «Чучело», «Училка», «Весна на Заречной улице», «Учитель пения» и ряд других. На самом деле интересных фильмов большое количество, на любой вкус, и каждый из них достоин просмотра и обсуждения на уроках. А вот перейдет ли развлечение в обучение, зависит полностью от учителя.