Значимость работы по профессиональной ориентации обучающихся отмечается как в международных, так и в федеральных нормативных документах. Проблемам формирования профессионального самоопределения обучающихся посвящены исследования С.Н.Чистяковой, Н.Э.Касат­киной, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Э.Ф.Зе­ера, Н.С.Пряжникова и др.
Наша образовательная организация с 2009 года осуществляет программу развития «Школа - ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников», разработанную на основе анализа внутренней и внешней среды пяти школ трех районов города (СОШ №27, СОШ №30, ООШ №35, ООШ №15, ООШ №16). Данная программа способствует решению проблемы интеграции образовательных усилий школ окраинного района города в единый ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках единого образовательного пространства на базе СОШ №27 с целью успешного самоопределения и адаптации выпускника средней школы. Для обучающихся 9‑х классов предпрофильная подготовка включает в себя уточнение индивидуальных запросов через курсы по выбору, профориентационную работу, индивидуальное и групповое консультирование. В рамках осуществления деятельности ресурсного центра привлекается широкий круг социальных партнеров. В их числе организации дополнительного образования, профессионального образования, Центр занятости населения г. Киселевска, учреждения культуры, общественные организации, предприятия города.
Проведенное нами в 2014 году исследование профессиональных предпочтений обучающихся 9‑11‑х классов позволило выявить ряд противоречий в сознании и поведении обучающихся, связывающих ценность образования с его статусной функцией и в меньшей мере с ценностью самих знаний; наблюдался рост абстрактных ориентаций на профессиональное образование при отложенном выборе профессии. Менее всего старшеклассников интересовали рабочие профессии. Ручной монотонный труд на производстве не был отмечен в числе профессиональных предпочтений старшеклассников. Их в большей степени интересовали профессии бухгалтера, экономиста, менеджера, юриста. Это отражалось и на выборе профиля обучения девятиклассниками. Наибольшей популярностью с 2009 по 2014 год пользовался социально-гуманитарный профиль обучения. Количество выпускников основной школы, выбравших информационно-технологический и физико-математический профили, позволяло сформировать только подгруппы в рамках одного класса. Вместе с тем анализ рынка труда в Кузбассе показывает нехватку квалифицированных молодых кадров рабочих специальностей, инженерно-технических специалистов.
В числе причин, затрудняющих выбор профессиональных намерений обучающихся, мы выявили следующие:
    отсутствие знаний о существующем перечне профессий;
    недостаточная осведомленность обучающихся (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях;
    отсутствие знаний о ситуации на рынке труда и перспективах его изменений.
Именно поэтому было принято решение о внесении изменений в программу деятельности ресурсного центра СОШ №27.
В системе профориентационной работы, на наш взгляд, особое значение приобретает изучение географии. Именно в курсе географии обучающиеся больше всего сталкиваются с экономическими понятиями и категориями, рассматривают влияние природных и экономических факторов на все стороны деятельности человека (организация политической карты, расселение и обычаи людей, размещение производств и развитие экономики стран в целом), изучают последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и как итог изменения в современном обществе. Современный мир меняется быстро. Мир профессий тоже стремительно изменяется. Мода на профессии и действительная ситуация на рынке труда не всегда одно и то же. Поэтому урок гео­графии - прекрасная возможность дать учащимся элементарные общегеографические знания, которые не сузили бы их выбор профессии, а, наоборот, расширили его.
Цель: создание условий для осознанного выбора профессии учащимися с учетом своих индивидуальных качеств, общих и специальных способностей, профессиональных предпочтений, особенностей регионального рынка труда средствами изучения географии.
Новизна представляемого опыта заключается в компетентностном подходе к организации образовательной деятельности с целью повышения качества географического образования и формирования устойчивых мотивов профессионального выбора.
География - единственный в школьном образовании предмет, объединяющий в своем содержании триаду «природа - человек - хозяйство». Уже с первых тем в 5‑х классах происходит знакомство учеников с науками, без которых не могли бы существовать многие профессии. Именно на уроках географии хорошо прослеживается профориентационная работа учителя, где он представляет многообразие профессий, связанных с этой наукой. Учитель - это первый для ученика представитель своей профессии, который может оказать влияние на выбор его будущей профессии. Ориентируясь на квалификационные признаки (предмет, средства, условия труда), можно помочь ученику не только разобраться в своих интересах и склонностях, но и ознакомить с требованиями, которые предъявляет человеку та или иная профессия. Задача учителя - дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности. Наибольшим потенциалом для организации проф­ориентационной работы обладает содержание программы по географии в 9‑м классе. Разработан цикл уроков, в которые включен материал о профессиях, востребованных на рынке труда Кузбасса, учебных заведениях региона, подготавливающих данных специалистов. Кроме того, создан банк заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, Всероссийского географического диктанта, содержание которых позволит учащимся ознакомиться с особенностями экономики, хозяйства и рынка труда Кемеровской области.
Современный урок географии - это еще и возможность осветить острую на сегодняшний день для нашей области проблему развития моногородов и связанные с ней риски на рынке труда. Сегодня наблюдается отток выпускников в учебные заведения других регионов нашей страны. Это связано с тем, что школьники не видят своих дальнейших перспектив в условиях монопрофильности экономики Кемеровской области. На уроках географии необходимо ознакомить обучающихся с проблемой развития моногородов и связанными с ней рисками на рынке труда, отследить новейшие изменения на региональном рынке труда с учетом трансформации хозяйственной жизни многих территорий Кузбасса к многопрофильной структуре, помочь построить ученикам свою дальнейшую образовательную траекторию. Данную проблему можно изучать на примере знакомства с Комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода Киселевска. Разработаны задания, предполагающие анализ содержания данного источника, расчет изменений в структуре экономики города, определение общего количества новых рабочих мест, анализ востребованности квалифицированных специалистов с учетом планируемого развития кластеров химической, металлообрабатывающей, машиностроительной, пищевой, строительной промышленности и сельского хозяйства. Все это позволяет не только сориентировать учащихся в вопросах динамики экономического развития и местного рынка труда, но и усиливает практическую направленность предмета географии, повышает мотивацию к ее изучению, положительно сказывается на качестве географического образования.
Для успешного решения поставленных задач установлены тесные контакты с естественно-географическим факультетом НФИ КемГУ. Использование единого образовательного пространства школы и вуза обеспечивает преемственность в содержании, методах, педагогических технологиях образования на этапах довузовской подготовки. На базе нашей школы преподаватели ЕГФ НФИ КемГУ проводят занятия с одаренными детьми, занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии, семинары для учителей географии. Тематика семинаров актуальна и разнообразна: «Подготовка учащихся 9‑11‑х классов к олимпиадам и ЕГЭ по географии», «От знаниевой парадигмы к системно-деятельностной: современные приемы и методы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии», «Проектная работа и углубленная подготовка к олимпиадам, ЕГЭ/ОГЭ», «Типичные ошибки на ГИА по географии и пути их недопущения» и др. Возможность принять участие в таких мероприятиях имеют все заинтересованные дети и учителя географии Киселевска. Такое сотрудничество не только обеспечивает рост числа абитуриентов данного вуза, но и позволяет поддерживать уровень географического образования в городе на высоком уровне.
На наш взгляд, на данном этапе максимальную эффективность приобретает такая форма работы, как использование профессиональных проб. Задача проведения профессиональных проб состоит в ознакомлении учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников различных отраслей хозяйства, в формировании допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы, в развитии интереса к конкретной профессиональной сфере. Профессиональные пробы по программе «Горные специальности» проводятся на базе ГПОУ «Киселевский горный техникум». Пробы, связанные с содержанием учебного предмета «География», внедряются на элективных курсах и курсах по выбору в 9‑м классе. Используем разработанные и апробированные профессиональные пробы доктора педагогических наук, профессора, преподавателя НФИ КемГУ И.В.Шимлиной. Разработанные ею пробы позволяют непосредственно в ходе занятия соотнести имеющиеся склонности и способности учащегося с требованиями, предъявляемыми профессией. В ходе выполнения проб предлагается использовать информационные карты пробы, предназначенные для самостоятельного выполнения учащимися какого-либо задания, конструирования простейшего оборудования для работы, демонстрации вида готового объекта, схемы вычислений и др. На данный момент проведены следующие профессиональные пробы: «Геодезист», «Картограф», «Геолог», «Геоморфолог», «Гидролог», «Метеоролог», «Климатолог», «Почвовед», «Гео­ботаник», «Ориентирование в походе», «Демограф».
Выбору дальнейшего жизненного пути способствуют и другие формы внеурочной деятельности. Наиболее емким и разносторонним можно считать применение метода исследований и проектов географо-краеведческой направленности. Обучающиеся создают исследовательские и проектные работы научной и практической направленности, что позволяет получить определенное количество знаний и навыков, которые подготовят к осмысленному выбору профессии.
Профессиональному самоопределению могут успешно способствовать экскурсии на предприятия и в музеи города. Многие обучающиеся активно работают в музее нашей школы, пробуют свои силы в поисковых группах, в работе совета музея. Каждый год ребята принимают участие в городской олимпиаде по основам музейного дела, в городском конкурсе экскурсоводов музеев образовательных организаций, краеведческих конкурсах, занимая призовые места. Так, команда нашей школы на протяжении пяти лет занимает призовые места в городских интеллектуально-краеведческих играх и краеведческой олимпиаде.
Профориентационная работа на уроках географии позволяет преодолеть противоречия между стихийностью процессов освоения и применения на практике профориентационных знаний, умений, навыков и необходимостью сознательного управления ими. То есть позволяет решить задачу освоения нового, его применения и достижения результата. Результативность работы по профессиональному ориентированию учащихся с учетом регионального рынка труда на уроках географии может быть оценена по нескольким параметрам: положительная динамика количества выпускников, выбравших на ГИА географию, положительная динамика качественной успеваемости по предмету, увеличение количества выпускников, продолжающих профессиональное обучение в образовательных организациях Кемеровской области, рост количества победителей и призеров олимпиад, конференций, конкурсов, увеличение числа выпускников, выбравших профессии, связанные с географией.
Профориентационная работа изменяет отношение учащихся к изучению географии, позволяет им увидеть практическую полезность знаний по предмету. Это в свою очередь влияет и на более осознанный выбор географии на ГИА.
Так, по результатам государственной итоговой аттестации по географии в форме ЕГЭ и ОГЭ наблюдается положительная динамика результатов: в 2014‑2015 учебном году средний тестовый балл на ЕГЭ составил 54, средняя оценка на ОГЭ - 3,4; в 2015‑2016 учебном году средний тестовый балл на ЕГЭ - 61, средняя оценка на ОГЭ - 3,55; в 2016‑2017 учебном году средний тестовый балл на ЕГЭ - 63, средняя оценка на ОГЭ - 4,5. Я подготовила обучающихся, получивших высокие баллы на ЕГЭ (91 балл, 2013 г., 2014 г.).
Результатом работы по профессиональному ориентированию является осознанный выбор учебных заведений области моими учениками (см. табл. 1).
Проведенный нами в 2017 году опрос среди учащихся 9‑11‑х классов показал, что:
    45% школьников определили свой профессиональный путь и выбрали профессию благодаря проф­ориентационной работе в нашем образовательном учреждении;
    30% обучающихся определились самостоятельно;
    20% руководствовались советом родственников и друзей;
    5% школьников определили свой профессиональный путь благодаря обучению в учреждениях дополнительного образования.
Выпускники нашей школы продолжают обучение в учебных заведениях Кемеровской области, выбирая профессии химической, горнодобывающей, машиностроительной, металлургической, пищевой промышленности, востребованные в нашем городе и области. Среди выпускников 13 выбрали профессии экологов, географов, геологов. За качественную подготовку абитуриентов имею благодарственное письмо начальника отдела нового набора и довузовской подготовки КемГУ (2014 г.). Наблюдается прямая зависимость осознанности профессионального самоопределения от знаний обучающихся, полученных при обучении в нашей образовательной организации по программам, ориентированным на региональный рынок труда.
Интерес, привитый на уроках географии, способствует расширению кругозора, стимулирует к получению дополнительных знаний, выходящих за рамки учебника. Такие обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях (см. табл. 2).
Трудно переоценить важность учебно-исследовательской деятельности для профессионального самоопределения выпускников, так как именно данные виды деятельности дают возможность осуществить пробу своих сил и возможностей через создание конкретного продукта или реализацию определенных функциональных задач в той или иной сфере профессиональной деятельности (см. табл. 3).
В школьном музее было оформлено несколько выставок, касающихся истории и палеонтологии нашей области (например, «Кузнецкие динозавры», «Чем богата наша область» и другие), а также виртуальные экскурсии, отмеченные на городском конкурсе экскурсоводов.
Таким образом, данная система работы приводит к следующим результатам:
    расширению информационного поля учащихся о спектре профессий, востребованных в регионе;
    формированию адекватной системы представлений обучающихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг;
    устойчивому интересу к изучению географии;
    наличию у обучающихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
    умению принимать решение в ситуации профильного и профессионального выбора.

​Екатерина МАЛАШЕНКО, учитель географии СОШ №27, Киселёвск, Кемеровская область, лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018