- Елена Анатольевна, какие меры государственной поддержки вы бы выделили особо?
- У нас в Рязани в прошлом году в ряде школ литеры в первых классах доходили до «Ж» и «З». Нам, конечно, далеко еще до Краснодара, где в отдельных школах задействован почти весь алфавит, но все-таки мы можем сегодня говорить об определенных успехах по выравниванию демографической ситуации: за последнее время показатели рождаемости третьих и последующих детей в регионе выросли на 21%. И я хочу отметить, что во многом это следствие мер государственной поддержки.
Материнский капитал сегодня - это 453026 рублей. Значительно расширились и возможности его использования, в том числе и на неотложные расходы.
Многодетные семьи имеют право на получение земельного участка. Хорошим подспорьем стали выплаты на третьего и последующих детей в размере прожиточного минимума.
Помимо этого у нас в Рязанской области выплачивается региональный материнский капитал при рождении третьего ребенка.
С января текущего года по инициативе президента начались выплаты семьям с небольшим доходом при рождении первенца.
- Как вам представляется эта работа по поддержке семей с детьми в дальнейшем? На чем необходимо сосредоточиться депутатам и правительству?
- В первую очередь необходимо сделать доступным жилье. Ведь по-прежнему многие семьи живут в стесненных условиях с родителями или вынуждены снимать жилье. И когда половину дохода приходится отдавать за съемную квартиру, то здесь уже не до расширения семейства. Так что важнейшим на сегодняшний день считаю совершенствование механизма льготной ипотеки. С 1 января 2018 года при рождении второго ребенка государство берет на себя снижение процентов по ипотечным выплатам до 6% годовых на три года. Если рождается третий ребенок, то снижение выплат сохраняется еще на пять лет. Я думаю, что эти цифры еще можно скорректировать в пользу многодетных семей. И, конечно же, различные федеральные и региональные выплаты семьям с детьми должны постоянно индексироваться.
- Какие федеральные программы, на ваш взгляд, сегодня в большей степени работают на развитие детей?
- Безусловно, это программа строительства новых школ, которая осуществляется на условиях софинансирования и будет действовать до 2025 года. Главная задача программы - полная ликвидация аварийных школ и перевод всех школ на обучение в одну смену, чтобы во второй половине дня дети могли заниматься в учреждениях дополнительного образования.
В рамках этой программы за последние несколько лет мы в Рязанской области построили шесть новых школ. И еще две строятся.
- Новые школы очень отличаются от старых?
- Это не передать словами. Для сельской местности, для небольших городов и поселков это просто подарок судьбы, это новый центр развития, который в принципе может поменять жизнь в населенном пункте и его окрестностях. В этих школах есть все: оборудованные актовый и спортивный залы, дающие возможность заниматься в спортивных секциях и творческих кружках. Широкие коридоры, зоны отдыха с большими шахматами и различными играми, столовая, мастерские, где можно собрать, кажется, все вплоть до космического корабля, просторные кабинеты, в которых просто хочется учиться, - все это в соответствии с новыми стандартами и последними научными разработками. И особенно если старая школа была аварийная, дети, заходя в новую школу, понимают, что попали в сказку.
- И детей из окрестных деревень начинают возить в новую школу?
- Сейчас процесс закрытия малокомплектных школ практически остановился. Но в предыдущие годы, когда открывалась новая современная школа, а рядом располагались небольшие старые школы, их закрывали и обеспечивали подвоз детей на школьном автобусе в новую школу.
Как правило, эти школы располагались в старых зданиях, приспособленных под нужды и задачи образования. Нередко учителя из-за нехватки кадров вели по несколько предметов. В классах по одному-два человека. То есть при таком положении вещей у детей никакой социализации, никакого соперничества и творческого взаимодействия в команде, никаких внеклассных мероприятий.
В новой школе у них появились друзья, они вместе могут заниматься спортом, участвовать в школьных концертах, читать новые книги в библиотеке. У них полноценный досуг, множество интересных педагогов и кабинеты с современным оборудованием, компьютеры - так что если мы хотим сделать образование качественным, то думаю, что детям из малых деревень можно проехать несколько километров на автобусе в новую современную школу.
- Получается, что со временем все старые сельские школы закроют?
- Нет, этого нельзя допустить. Ведь есть отдаленные населенные пункты, откуда детей возить далеко, и школы там надо сохранять и благоустраивать. Тем более что программа строительства новых школ предполагает и капремонт.
Однако выделяемых сегодня из федерального бюджета средств на эти цели явно недостаточно. Так что будем работать в этом направлении.
- Аналогичная программа действует и по детским дошкольным учреждениям. Как обстоят дела с обустройством дошколят?
- По детским садам была реализована полномасштабная программа «Детские сады - детям», которая позволила полностью обеспечить детей от 3 до 7 лет местами в дошкольных детских учреждениях. Но осталась проблема с яслями. Многие мамы не имеют возможности сидеть с ребенком до трех лет и вынуждены выходить на работу. Президент поставил задачу обеспечить всех желающих местами в яслях. Так что сейчас работаем в этом направлении.
Сегодня, чтобы обеспечить своей семье безбедное существование, родителям приходится много работать, а тем более если речь идет о матери-одиночке. И, к сожалению, не всегда родители могут уделить достаточное внимание своим детям. Наша главная задача - сделать все возможное, для того чтобы ребенок из любой семьи в независимости от степени дохода родителей мог получить качественное образование, востребованные трудовые навыки и планировал бы будущую жизнь в соответствии со своими способностями и жизненной энергией, невзирая на социальный статус и отдаленность места проживания.

Рязань