Чтобы слова не расходились с делом, в этом году как раз один из таких образовательных центров принимал порядка 200 молодых педагогов из более чем 30 регионов России. Новое здание Колтушской школы имени академика И.П.Павлова открылось в 2017 году, и теперь в стенах образовательной организации с комфортом размещается около 1300 детей. Ушла в прошлое проблема второй смены, и малыши имеют возможность заниматься в отдельном здании. Как рассказала директор Колтушской школы Татьяна Захарова, образовательная организация имеет статус сельской школы, и обучаются в ней ребятишки из многих окрестных поселений. При этом история школы удивительная. Дело в том, что она расположена на территории научного городка Института физиологии РАН РФ имени академика И.П.Павлова, и примечательно, что для построения здания лаборатории высшей нервной деятельности великий ученый выбрал именно Всеволожский район. Поскольку в селе не было школы, знаменитый физиолог на свои сбережения построил в Колтушах семилетнюю школу, здание которой просуществовало до 1960 года. «Мы гордимся своей историей и с честью носим имя Ивана Петровича Павлова», - говорит Татьяна Захарова.
Директор Колтушской школы также отметила, что принимать молодежь со всех уголков России - это очень почетная и ответственная миссия. Тем более что темы форума: «Развитие образования для технологического прорыва», «Безопасная образовательная среда: вызовы времени», «Школа для одаренных, или Одаренность в каждой школе», «Профессиональный стандарт педагога, система учительского роста, становление молодого учителя», «Молодой учитель: педагог, вожатый, руководитель» - важны и актуальны для каждой образовательной организации независимо от ее территориальной принадлежности. К примеру, по мнению Татьяны Захаровой, сегодня на повестке дня стоит вопрос безопасности образовательной среды. Причем нужна безопасность не только физическая, которую можно обеспечить установкой видеонаблюдения и присутствием охраны, но и психологическая. Ведь период психологического становления ребенка как раз приходится на школьные годы, поэтому школе нужно быть в курсе всех процессов, происходящих во внешней среде и так или иначе влияющих на ребенка.
Как пояснил модератор одной из дискуссионных площадок, директор лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского регионального совета ВПС Константин Тхостов, спектр тем на форуме действительно широкий, и важно, что эти вопросы в ходе анкетирования были выделены самими молодыми педагогами. Константин Тхостов подчеркнул, что за пять лет форум стал площадкой для аккумулирования новых идей, вызовов и ответов на эти вызовы главных участников образовательного процесса, то есть молодых учителей. Современная школа без молодого учителя - это нонсенс. Сегодняшние дети, выросшие в условиях открытого информационного пространства, предъявляют иные запросы к образовательной системе, которая не может не отвечать на них, иначе просто станет неинтересной и ребенок от нее отвернется. Поэтому, по словам Константина Тхостова, пять лет назад и родилась идея собирать подобные дискуссионные площадки, где молодые педагоги определяют вектор развития не только региональной системы образования, но и в целом системы образования России. Не случайно общей темой нынешнего форума стала тема «Молодой учитель в реализации стратегических задач развития РФ».
Нужно отметить, что на всех дискуссионных площадках было много участников. В своих выступлениях педагогическая молодежь в основном рассказывала о работе в рамках заданной темы. Кроме того, было много полезной информации, которую молодые учителя, в свою очередь, получили от более опытных коллег. Так, на дискуссионной площадке, посвященной безопасности образовательной среды, член Экспертного совета ВПС Владимир Пономарев показал примеры того, как дети, не задумываясь, выкладывают в Интернете персональную информацию, например фотографии паспорта. Поскольку в Сети ничего не пропадает, никто не знает, кто и зачем может этими данными воспользоваться. Кроме того, Владимир Пономарев призвал молодых педагогов всегда быть настороже и знакомиться с исследованиями и рекомендациями психологов, касающимися участия детей в деструктивных группах. Цель подобных групп одна - это влияние на психику подростка. При этом деструктивные группы научились маскироваться и носить самые невинные названия и прикрываться вывеской элитных спортивных клубов.
Безопасная образовательная среда, по мнению заместителя президента Российской академии образования Виктора Басюка, не может выстраиваться только силами школы. Очень важно участие родителей в этом процессе. Именно в семье формируются навыки информационной «гигиены». А школе в первую очередь нужно подключать к борьбе с депрессивными контентами в Сети самих детей. Их мнение в подростковом возрасте гораздо весомее, чем мнение взрослых. Помимо того, понятие «безопасная образовательная среда» не может обойти вниманием и самого учителя, который в последнее время все чаще становится жертвой так называемых агрессивных сталкеров, то есть недовольных родителей, которые начинают в Сети «троллить» конкретного педагога. Актуален вопрос и профессиональной деформации учителя, когда он своим поведением может спровоцировать подростка на агрессивные действия.
Серьезным вопросам была посвящена дискуссионная площадка, касающаяся темы профессионального стандарта педагога и системы учительского роста. Правда, молодежь на ней была не так активна, как представлялось организаторам. Но это можно объяснить тем, что многие из молодых учителей пока не ставят перед собой вопрос аттестации, а та модель системы повышения квалификации, которая существует сейчас, их устраивает. В то же время, как заметил модератор площадки, учитель истории и обществознания, директор школы №3 г. Кириши Ленинградской области, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2010 Антон Горшков, молодежь все-таки называла альтернативные варианты повышения квалификации в виде форумов, конкурсов, конференций и т. д. Люди хотят расти профессионально. Если брать пример школы №3, то, когда речь заходит о курсах повышения квалификации, в первую очередь откликаются на это молодые педагоги. Правда, они более прагматичны, чем предыдущее поколение. В частности, когда заказывают курсы и направления, то это достаточно узкие интересы, способствующие личному росту и личному практическому приложению. Впрочем, для того и существует персонифицированная модель повышения квалификации, чтобы человек решал вопросы сугубо прикладного характера. Но, с другой стороны, обязательно нужны курсы, знакомящие педагогов с новыми технологиями, с изменением философии, парадигмы образования, чтобы они могли глобально понимать систему, в которой работают. Главное, по мнению Антона Горшкова, чтобы инициатива шла от самих педагогов, а директор школы обладает достаточным финансовым ресурсом, чтобы и определять направления повышения квалификации учителей, и давать возможность профессионально расти в лучших учреждениях дополнительного профессионального образования.
Понятно, что на дискуссионной площадке «Развитие образования для технологического прорыва России» были представлены многие любопытные практики работы с детьми. Например, о своем опыте рассказала учитель математики, руководитель инженерной кафедры школы №165 им. В.А.Бердышева из Новосибирской области Альфия Макажанова. По словам участницы форума, в школе существуют инженерные классы, где дети осваивают различные компетенции, и есть также курс, который называется «Техника предпринимательства». В его рамках детей обучают основам бизнеса, составлению бизнес-планов, проектированию, продвижению своей продукции и т. д. Среди таких классов был организован конкурс «Ключ на старт», в котором приняли участие ребята из 7, 8, 10‑х классов. Дети должны были организовать команды и в течение одного дня придумать бизнес-проект. Перед стартом каждая команда прошла несколько станций, где ознакомилась с технологией рождения идей, с бизнес-планированием, с основами маркетинга, с основами создания и распространения рекламы. В итоге образовалось пять команд, каждая из которых разработала проект и этапы его реализации. Лидерами стали 3 команды, и между ними был разделен призовой фонд в 8 тысяч рублей. Любопытно, что некоторые школьные компании по окончании конкурса смогли развить свое дело и даже получить прибыль. Например, ребята создавали сувенирную продукцию, в том числе мыло, а школа, чтобы поддержать бизнес, устраивала один раз в 2 недели ярмарки, где дети могли реализовать свою продукцию. Теперь конкурс «Ключ на старт» проводится среди школ всего района.
Как считает Альфия Макажанова, у школы нет задачи научить детей стать бизнесменами, но основы экономической грамотности им точно не помешают. Дети уже понимают, что такое рынок, почему нужно платить налоги, как правильно презентовать свою продукцию. Таких ребят будет трудно обмануть. Кроме того, при умелом подходе любое хобби для этих ребят может превратиться в бизнес. Это всегда поможет в трудной ситуации, когда, например, лишился работы. Ведь предприимчивость - это прежде всего поиск решения проблемы.
Дискуссионными площадками форум не ограничился. Как посчитали организаторы, теорию обязательно нужно подкреплять практикой. Поэтому в Ленинградском областном центре развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» прошли мастер-классы от ведущих педагогов России. Мало того, все молодые учителя побывали на балу выпускников Ленинградской области и приняли участие в празднике «Алые паруса».

Ленинградская область