- Марина Владимировна, в разных источниках встречаются разные трактовки терминов одаренность, талант. Есть ли разница между ними и что лично вы понимаете под одаренностью?
- На мой взгляд, это некий социальный феномен, рассматривать который необходимо только в контексте определенных условий - влияния образовательной среды, в которой человек развивается, отношения к нему родителей и общества, наличия природных предрасположенностей, склонностей и так далее. Есть, например, мнение, что одаренность - это потенциальный талант, а талант - это реализованная одаренность. Профессорско-преподавательский состав нашего института изучает этот феномен, и мы абсолютно уверены, что без соответствующей среды способности ребенка не могут развиться, поэтому и создали наш интернет-портал.
- И тут как раз очень важна роль педагога?
- Нет детей, которые были бы абсолютно лишены каких бы то ни было способностей, но главная задача учителя - помочь выявить и развить их, дать возможность ребенку поверить в себя, в свои силы. У каждого из нас есть определенные задатки и склонности, просто мы иногда в силу ситуации не замечаем их, не обращаем внимания или просто не знаем об их существовании. Взрослые дают установку, прививают детям свои ценности. Но это нередко идет вразрез с природой человека. В свое время мы были на мастер-классе у Зураба Церетели, и он обратил наше внимание на то, что в мастерской были в основном девочки. По его словам, это результат воспитания, поскольку сегодня родители считают, что рисование не мужское занятие, им нельзя заработать на жизнь. То есть во главу угла ставят не склонности, способности и таланты ребенка, а финансовое благополучие. Как результат человек испытывает дискомфорт, выполняя ту работу, которая ему не интересна, зато престижна и хорошо оплачиваема. Так почему же не выявить уже в детстве то, что ему действительно нравится и с чем он хотел бы связать свою жизнь? Общество и государство от этого только выиграют, поскольку люди, которые что-либо делают с удовольствием, а не по принуждению, становятся добрее, да и результаты их труда более весомы.
- Судя по всему, у вас есть рецепт, как это сделать?
- Надо создать среду, которая бы позволила детям раскрыть свои таланты. И такой средой, например, является портал «Одаренные дети» (www.globaltalents.ru), созданный нами в 2015 году. Здесь любой школьник может участвовать в разных конкурсах, замечать в себе те склонности, которые ему природа дала. Мы помогаем ощутить внутри себя ту энергию, которая поможет человеку сделать правильный выбор профессии. Это особенно важно для ребят, у которых рядом нет ни домов творчества, ни кружков, ни секций, и им сложно самореализоваться.
- Как вы пришли к идее создания этого портала?
- Изначально мы преследовали цель создать площадку для наших студентов, на которой они бы совершенствовали свои профессиональные навыки. Напомню, что наш университет готовит журналистов, дизайнеров, психологов, фотографов, лингвистов, специалистов в области рекламы и PR. Но мы быстро поняли, что быть профессионалом, конечно, хорошо, однако если у тебя нет внутреннего стержня, если ты плохой человек, то не будет у тебя по жизни ничего складываться. Поэтому надо не только дать нашим ребятам знания, но и помочь понять, как душу свою правильно в этом мире сберечь и развить. А сделать это можно только за счет безвозмездной помощи людям, когда ты думаешь не о выгоде, а о том, что хорошего ты сделал миру. Академик Владимир Михайлович Бехтерев писал, что бессмертие - это то, что мы оставляем после себя не в виде материальных ценностей, а в виде духовного наследия - того, за что нас будут помнить. Александр Македонский просил хоронить его с пустыми руками, чтобы показать - мы ничего с собой не заберем, останутся только те добрые поступки, которые мы можем сделать в течение своей жизни. Самое сложное - поделиться тем, что тебе самому очень дорого и ценно. Время - самое ценное, что у нас есть, но именно поэтому мы его безвозмездно отдаем общению с детьми, помощи школьникам. Именно этого современным ребятам не хватает.
- Марина Владимировна, получается, что портал - отличная площадка для виртуальной педагогической практики.
- Можно назвать и так. Хотя центральной идеей всего портала является создание интернет-сообщества, которое позволило бы каждому заинтересованному школьнику совершенно бесплатно участвовать в виртуальных проектах, конкурсах. Именно эту идею мы изложили в 2014 году Президенту России Владимиру Путину, и он нас поддержал, сказал, что это замечательная идея. Очень быстро количество школьников, желавших принять участие в наших инициативах, стало настолько велико, что пришлось модернизировать ресурс. Спасибо компании 1С, которая подарила нам новый движок, а также всем фирмам, которые проявили заинтересованность и предложили помощь в организации конкурсов. Кстати, все конкурсы у нас абсолютно бесплатные, это наш принцип.
- Общение студентов с детьми не ограничивается только виртуальной средой?
- Нет, разумеется. В течение года мы проводим не менее 4 очных мероприятий, дети с родителями приезжают к нам, мы приглашаем их на награждение в Совет Федерации, Кремль, парк «Зарядье». Когда мы проводили конкурсы, посвященные чешской культуре, нас трижды приглашали в посольство Чехии, где посол устраивал торжественный прием. Ребята были в посольствах Руанды и Индии, в общем, всего не перечислить. Сами по себе такие поездки очень важны для детей. К тому же они не просто приходят в гости, а выступают перед солидной аудиторией с докладами, что также повышает их самооценку. Ребята приезжают к нам на трехдневную школу «ПатриУм», стараются показать не только свои личные достижения, но и рассказать о своей республике, области, селе, народе, семье. Они становятся патриотами, но не по принуждению, а по внутреннему побуждению, искренне. Мы спасаем сотни душ, чтобы они не уезжали за рубеж, а жили здесь и помогали своей стране. Вместе с ними духовно растут и студенты, занятые в проекте.
- Кто придумывает конкурсы и не слишком ли их много?
- Это результат труда студентов и преподавателей. Мы стараемся предложить такое испытание, в котором любому ребенку несложно проявить свое творчество. Большое разнообразие позволяет юному творцу найти то, что ему ближе, интереснее, в чем он может себя проявить. Мы развиваем их смекалку, мотивируем что-то делать руками (например, нарисовать, сфотографировать что-то, создать видеоролик или презентацию).
- Полагаю, конкурсами дело не ограничивается.
- Разумеется! Находясь в самых разных точках нашей страны, ребята поддерживают связь с друзьями и в онлайн-режиме создают коллективные проекты. Они вместе пишут стихи, запускают акции, организуют флешмобы. Например, запустили акцию по созданию рукотворных открыток, которые отправляют в конвертах по почте, потому что это совсем не то же самое, что электронное послание с картинкой. Любой, получив открытку, подписанную и оформленную ребенком, автоматически получает и заряд положительных эмоций. Правда, пока такие письма счастья они отправляют друг другу, по России. Но следующий шаг, я уверена, - это отправка открыток по адресам домов престарелых, больниц и детских домов.
Также мы решили создать свою собственную блогосферу. В блогах дети делятся новостями, пишут о своих впечатлениях, общаются между собой, предлагают какие-то идеи. Это то самое общение с единомышленниками, которого им так не хватает. Ребятам важно знать, что есть люди, которым они могут задать любой вопрос, даже тот, который они не решаются задавать своим учителям, одноклассниками и родителям. Каждый ребенок чувствует, что он нужен, его деятельность приносит плоды, интересные и полезные для других. Когда ребята видят, что их работы проверяются, рецензируются, что модераторы и эксперты связываются с ними как онлайн, так и оффлайн, это значительно повышает престиж конкурсов и самооценку детей. Наши модераторы - студенты ИГУМО - постоянно присутствуют рядом, готовы прийти на помощь и говорят с ними на одном языке. Мы назвали это 3Д-технологией - дети для детей. Но модератором может стать только студент-отличник. При этом команда постоянно обновляется, происходит ротация, чтобы как можно больше студентов прошли через это. Надо сказать, что студенты ИГУМО, с которыми мы создавали портал, поначалу не очень верили в результат. Но, когда они увидели обратную связь, от желающих участвовать в роли модераторов не стало отбоя. Сегодня студенты помогают проверять конкурсные работы, делают редизайн портала, пишут публикации на портале, ищут спонсоров или партнеров.
- Есть ли среди ваших студентов те, кто узнал о вас именно благодаря порталу «Одаренные дети»?
- Да, есть, хотя, повторяю, этот ресурс был создан отнюдь не для привлечения абитуриентов. Все-таки мы негосударственный вуз, у нас нет общежития. Но мы тем более счастливы, что в этом году нам выделили бюджетные места, а это значит, что мы теперь можем принимать и тех, кто не мог раньше оплатить учебу. Мы выявляем таланты, находим «звездочек» и пытаемся сделать так, чтобы и другие вузы обратили на них внимание, даем рекомендацию. Для нас очень важно взаимодействовать с другими институтами, чтобы сообщать им о наличии тех или иных талантов. Если ребенок в течение нескольких лет формирует у нас свое внушительное портфолио, если он показывает себя с лучшей стороны в том или ином направлении, мы настоятельно рекомендуем коллегам обратить на него внимание при равных возможностях.

Справка «УГ»

На прошедшем в апреле этого года Московском международном салоне образования был объявлен запуск стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов», которая направлена на обучение и профессиональное сопровождение школьников в возрасте 14‑17 лет. Проект, организованный Агентством стратегических инициатив, призван сформировать региональные лидерские команды из числа талантливых и высокомотивированных детей, молодежи и их наставников (команды развития регионов).
Одна из важнейших задач стратегической инициативы - разработать механизмы мотивированного закрепления талантов в регионах РФ с помощью таких инструментов, как региональная система профнавигации для детей и молодежи, отложенный трудовой договор, целевое обучение, стажировки и практики, дуальное обучение и др.
Принять участие в данной инициативе были приглашены победители конкурса «Фокус внимания», отборочные испытания которого прошли на интернет-площадке «Одаренные дети». По итогам был сформирован список участников инициативы из 7 субъектов РФ - Республика Татарстан, Пермский край, а также Тульская, Ульяновская, Московская, Тюменская и Новгородская области.