Идея конкурса возникла после того, как в новом образовательном стандарте появилось положение о том, что школьники должны заниматься проектной деятельностью. То есть не только получать знания, но и понимать, как их применить. Поучаствовать в конкурсе могут все желающие, но на третий этап принимают работы лишь учеников 8-11-х классов. Лучших рекомендуют на проектную смену «Большие вызовы» в сочинский Образовательный центр «Сириус». В Москве для финалистов предлагается пять направлений: медико-биологическое, научно-технологическое, инженерное, экономическое и гуманитарное. Последнее не входит во всероссийский конкурс.

Для чего конкурс Курчатовскому институту
Дмитрий Топешкин, начальник отдела программ довузовской профориентации Курчатовского института - ресурсного центра научно-технологического направления конкурса, рассказал, что по итогам заочных заявок было сформировано несколько секций, среди них: биология и биотехнология, материаловедение, экология, физика и астрономия, информационные технологии, математика и химия. Встречались работы, которые невозможно отнести к какой-то конкретной секции. Представителям Курчатовского института были интересны проекты, выполненные на стыке различных естественных наук. Такие в основном встречались на секции материаловедения.
На наш вопрос «Ребята из каких школ проявили себя ярче?» Дмитрий Топешкин сказал:
- Сложно выделить какую-то группу школ. Мы знаем, что есть традиционно сильные математические школы, но в проектном конкурсе такой связи нет. Разве что в химии безоговорочным лидером является «Школа на Юго-Востоке имени Маршала Чуйкова» хотя и из других школ встречаются выдающиеся работы. Важно не потерять тех, кто начинает интересоваться наукой в 8-9-х классах, не упустить этот интерес. У ребят должно быть представление о современной науке, о том, что сейчас актуально. Курчатовский институт является крупнейшей научной организацией в России и задает стратегические приоритеты научно-технологического развития страны. Поэтому уже сейчас важно задумываться о кадровом вопросе на ближайшие 7-10 лет. Именно тогда сегодняшние участники конкурса, возможно, будут поступать в МФТИ, МГУ, МИФИ и другие ведущие вузы страны, затем в аспирантуру. Созревание ученого - очень длительный процесс. Мы будем рады встретить их на любом этапе.

Прикладная экономика
С этого года ресурсным центром экономического направления конкурса стал Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова. По словам куратора направления, декана факультета маркетинга, Елены Окуньковой, начав работать в университете, она обратила внимание, что социально-экономическое направление в серьезном проектном конкурсе отсутствует.
Это имеет свое объяснение: куда отнести проекты, связанные с экономикой? Одни ближе к инженерной сфере, а другие - скорее, к гуманитарной. Но среди гуманитариев не всегда есть эксперты, которые могут оценить экономические расчеты в этих проектах. Представители Плехановского университета предложили открыть социально-экономическое направление. И с этого года оно появилось. По мнению Елены Окуньковой, это очень важно. Ведь сейчас развиваются многие прикладные знания в области экономики, управления, права. «Как мы понимаем экономическое направление? Это, в первую очередь, создание работ по тематикам, связанным с математическими моделями в экономике и управлении, информатикой, бизнес-статистикой, основами предпринимательской деятельности (в том числе социального предпринимательства), основами стратегического планирования национальной, региональной экономики. Логистика, маркетинговые исследования, интернет-маркетинг, работы с большими данными, финансовая грамотность, туризм, правовые основы управления бизнесом, товароведение, экономическая безопасность и многое другое - это то, что может обеспечить методическим, научным и экспертным сопровождением РЭУ имени Г.В.Плеханова. Группа победителей городского этапа по экономическому направлению уже в этом году поедет в «Сириус» с работой по «Большим данным».

Вовлеченность в реальную науку - главный тезис смены
Ресурсным центром медико-биологического направления конкурса является Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова. Проректор Денис Ребриков рассказал, что победителей конкурса приглашают на июльскую смену в «Сириус», где они работают над крупными проектами, которые курируют исследователи из НИИ или научных подразделений производственных компаний. Как правило, ученый временно переносит на базу «Сириуса» часть своей научной тематики и вместе со школьниками делает кусочек настоящей исследовательской работы. Вовлеченность ребят в реальную науку - главный тезис смены. Темы выбираются сообразно актуальным научно-исследовательским направлениям: нанотехнологии, новые материалы или персонализированная медицина.
Такая проектная смена многое дает для дальнейшего развития школьников. Здесь ученик попадает в «насыщенную среду», он может попробовать множество научных направлений, столкнуться с тем, чего не было в его «домашнем» окружении. Это помогает ребятам и с будущей профориентацией.
В этом году на июльской смене больший уклон сделан в сторону проектов крупных производственных компаний - представителей реального сектора экономики. Они готовы взять на себя финансовые расходы, связанные с дорогостоящими исследованиями. Для проектов необходимы сложные лабораторные реагенты, оборудование. Иногда требуется какой-то прибор, которого в «Сириусе» нет. Тогда его предоставляет организатор и идеолог проекта. Крупной компании за свой счет спонсировать смену легче, чем, скажем, НИИ. В этом году на биомедицинском направлении проекты обеспечивают в основном крупные фармкомпании и «Сколково». Вместе с тем привлечение бизнеса к участию в смене позволяет ребятам увидеть крупные наукоемкие предприятия, способные зарабатывать на знаниях. А компании, в свою очередь, выходят на будущих потенциальных сотрудников.

Не из школы, а из отцовского гаража
Может показаться странным, но инженерное направление включено в конкурс лишь второй год. Его ресурсным центром является Московский политехнический университет, а куратором - декан Инженерной школы Московского политеха Андрей Андрюшков. Поскольку конкурс длится год, подготовка проходит в несколько этапов: создаются методические материалы, появляются компании, которые предлагают свои тематики и экспертов. В итоге дети получают опыт в инженерно-проектной деятельности, а учителя понимают, как вести проектную работу со школьниками и как обращаться за помощью на предприятия. Таким образом, в столице со временем вырастет культура инженерного проекта, и школы смогут решать все вопросы самостоятельно, без помощи со стороны органов управления или ресурсных центров. Благодаря этому конкурсу дети могут сравнивать свою деятельность с тем, что делается в других школах. Это помогает им попасть в поле таких же увлеченных изобретателей, инженеров.
Многие школьники, поучаствовав в конкурсе один раз, продолжают это делать на следующий год.
- У нас есть мальчишка, который второй раз подряд становится победителем и призером конкурса, - рассказал Андрей Андрюшков. - В прошлом году он не смог попасть в «Сириус», потому что был еще маленьким, а в 2018-м умудрился пройти с двумя проектами, один из которых победил. Он поедет в «Сириус». Это сильный робототехнический проект, с поправками прошлых ошибок. А один парень модернизировал подвеску для болида «Формулы-1» - проект подлинно инженерного уровня. Тут есть и влияние семьи. Часто дети вырастают не из школы, а из отцовского гаража. Это очень важный элемент.
Четыре года назад в политехе проектная деятельность стала обязательной дисциплиной. С первого курса студент обязан сдавать проекты для компаний-партнеров и в конце года защищать их перед заказчиком. Если проект выполнен плохо, то студента могут даже отчислить. Поэтому для политеха очень важен школьный конкурс, ребята, которые успешно в нем выступили, понимают, что им интересно, и будут хорошо учиться в вузе.

Проектная деятельность в гуманитарной сфере
Леонид Наумов, директор школы №1505 «Преображенская», которая является ресурсным центром гуманитарного направления, рассказал, что в конкурсе представлены исследования и проекты по истории, литературе, социологии, психологии. Большая часть из них - педагогика, социальная активность и просветительская деятельность: сайты, издательства, конференции, выставки, организация экспедиций.
Для гуманитариев есть серьезная разница между проектными и исследовательскими компетенциями, поэтому эксперты в исследовательской деятельности могут не быть экспертами в проектной. Например, ученый может не обладать необходимыми опытом и знаниями, чтобы оценить работы школьников.
Но главная проблема проектной деятельности в гуманитарной сфере заключается все же в том, что сильные ученики пока ориентируются на олимпиады и ЕГЭ, потому что не очень понимают, что такое проект. А многим ребятам, которые не могут успешно выступать на олимпиадах из-за особенностей характера и отсутствия соревновательного духа, такой конкурс как раз понравится и придется кстати.

Бонусы и льготы
Одиннадцатиклассники могут получить бонусные баллы для поступления в вузы, которые являются партнерами конкурса. Это Московский политех, который берет выпускников на инженерные направления, и МФТИ, дающий 5 дополнительных баллов победителям и 3 - призерам за научно-технологические проекты и исследования. РЭУ имени Г.В.Плеханова планирует давать баллы за конкурс в будущем году.
Другие вузы скоро увидят, что победители конкурса - это хорошие абитуриенты, и тоже начнут за них конкурировать. Но для ребят льготы не главное, гораздо важнее умение, которому пока не учат в школе - работать в команде и делать законченные проекты.