- Лидия Ивановна, как в вашей школе проходят занятия робототехникой?
- Я веду курс информационно-коммуникационных технологий в 5-6-х классах. А с 2012 года в его рамках появился обязательный модуль - робототехника. Из школьников, которые проявляют интерес к этой дисциплине, формируется группа увлеченных ребят, которые дальше занимаются в кружке соревновательными, олимпиадными задачами. А тех, кто достигает в этом успеха, мы готовим к состязаниям по регламентам Всемирной робототехнической олимпиады и Российской робототехнической олимпиады. В 2015 году команда моих старших детей вошла в состав национальной сборной, выступала в международном финале. А в 2016-2017 годах наши ребята стали финалистами российской олимпиады. Так что ученикам общеобразовательной школы, оказывается, по силам решать сложные задачи.
- Известно, что дети, занимающиеся робототехникой, почти всегда пользуются конструкторами «Лего». Почему это так?
- Во-первых, компанией «Лего» разработана не только линейка образовательных конструкторов от самых простых механизмов до конструктора с контроллером, способным выполнять программы, разработанные в том числе и в современных текстовых языках программирования. Создано большое количество качественных методических материалов для педагогов, доступных всем. Также существуют определенные правила для участников робототехнических турниров. У Всемирной робототехнической олимпиады есть требования к использованию «Лего».
Но есть много конкурсов и соревнований, где использование «Лего» невозможно. Ребята в этом случае осваивают другие конструкторы и контроллеры, имея базовые знания. У нас в школе практикуются проекты с конструктором Vex, входящим в оснащение кабинетов «Инженерного класса в московской школе». На самом деле, платформа не имеет большого значения, потому что робототехнические задачи везде одинаковые: ребята программируют либо мобильных роботов, либо роботов-манипуляторов, либо мобильных манипуляторов, и классы задач решаются одни и те же.
- Куда стремятся поступить такие дети?
- У нас есть двухлетняя статистика, согласно которой ребята ориентируются на инженерные вузы: МИРЭА, Бауманский, IT-специальности Высшей школы экономики.  
- Вы активный участник ассоциации робототехники. Для чего она нужна?
- Во многом благодаря ассоциации в столичном сообществе тренеров сейчас замечательная обстановка: московские инициативы активно продвигаются в среде учителей, которые раньше не были вовлечены в соревнования. Мы разрабатываем задания и проводим соревнования «Турнира двух столиц», организуем лагерь. Занимаемся подготовкой Московской олимпиады школьников по робототехнике, регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в секции робототехники.
Благодаря ассоциации существуют курсы для учителей, в том числе дистанционные. А в конце марта в Центре педагогического мастерства проходили семинары для всех желающих педагогов. Мы пригласили туда тренеров из Челябинской области, подготовивших неоднократных призеров международного этапа Всемирной олимпиады по робототехнике. Они провели мастер-классы по отдельным узким темам, которые помогут педагогам выйти на новый уровень.
- Чего не хватает в вашей деятельности?
- Проблема в том, что в школе нужно достаточно быстро обновлять базу конструкторов и электронных элементов. А это не всегда возможно. Недостаточно просто иметь в школе деньги, потому что система закупки - это долгая история. Но благодаря ассоциации мы делимся ресурсами, когда хотим опробовать новый вид робототехнических конструкторов или поучаствовать в некоторых видах соревнований. Мы решили, что в ЦПМ нужно аккумулировать некоторый набор оборудования, которое по запросу можно использовать для подготовки ребят к тем или иным олимпиадам. Мы не покупаем сто конструкторов в сто школ, но ребята могут приезжать и обучаться в ЦПМ. А лучшие будут представлять Москву на олимпиадах.
В отличие от подавляющего большинства других предметов, Москва пока не абсолютный лидер в робототехнике - тем интереснее эту область развивать.