Нет такого предмета в школе
Робототехника не является школьным предметом. Это область, в которой синтезированы теоретические предметы естественно-научного цикла - физика, математика, информатика, а кроме того, прикладные дисциплины - электроника, механика, производство. Робототехнику в школе лучше рассматривать не как науку, а как образовательную технологию, которая позволяет детям применять на практике теоретические знания.
А пока в школах робототехникой занимаются в основном в рамках дополнительного образования - в кружках технической направленности. Еще сейчас распространен модуль «робототехника» на уроках технологии. Вне учебного заведения этим увлекательным предметом можно заниматься в различных технопарках, где собрано современное оборудование (станки, комплектующие, электронные компоненты); там, где есть производственная база, то есть в кванториумах, дворцах детского творчества, центрах молодежного инновационного творчества и центрах технологической поддержки образования, фаблабах.
Почему робототехникой полезно начинать заниматься в школьном возрасте? Хотя бы потому, что это командная дисциплина, которая учит детей взаимодействовать друг с другом, вырабатывать общие решения, строить отношения в коллективе, понимая, кто в чем лучше разбирается. А еще робототехника помогает в проектной деятельности. Причем тут, как нигде, важен завершенный цикл: школьники ставят цель, определяют задачи, вырабатывают концепцию, делают прототип, производят сборку и доводят изделие до испытаний - соревнования или конкурса.
Готовая методика - надежный фундамент для начинающих
Робототехники в школе (по большому счету) нет еще и потому, что учителей, способных преподавать этот предмет, пока почти никто не готовит. Кадры педагогов - главная проблема. Они должны быть специалистами и по физике, и по математике, и по механике, и по информатике. В МПГУ на кафедре технологии и физики у студентов есть курс по образовательной робототехнике. Но, как правило, кружки ведут либо родители-технари, либо представители вузов, либо учителя-предметники - физики, а чаще информатики. По мнению председателя Ассоциации учителей робототехники Натальи Петровской, недостаток заключается в том, что они обычно работают с готовой методикой, по четким правилам, и это сильно тормозит детскую креативность. Ведь конструкторы - это чаще всего «Лего», электронная начинка тоже предоставляется готовой. И для старта это хорошо, это помогает погрузиться в детали и дает базу. А дальше надо изучать основы конструирования, программирования и аппаратной инженерии.
Льготы и их отсутствие
Есть вузы, которые заинтересованы в участниках олимпиад по робототехнике, и такие ребята могут получить льготы - до 10 дополнительных баллов при поступлении.
Но причина того, что вузы неохотно дают льготы за успехи на олимпиадах по робототехнике, проста: для этого нужно засчитывать только индивидуальный результат. Сейчас появляются инженерные соревнования, где оценка складывается из двух частей. Первая - это индивидуальный теоретический тур, где решаются предметные задачи. Вторая - командный тур, баллы за который делятся на всех участников команды. Суммарно получается оценка ребенка. Существует риск, что оценка личного вклада школьника в результат команды может быть необъективной. Пока полноценного решения этой проблемы нет, но нужно работать с этим и двигаться дальше.

Обмен опытом
Для того чтобы скоординировать действия учителей и преподавателей кружков, показать, какие существуют успешные практики, в декабре 2016 года при поддержке Центра педагогического мастерства была создана Ассоциация учителей робототехники, которую возглавляет Наталья Петровская. Среди целей - создание информационной среды, которая бы помогала учителям общаться, задавать вопросы, чтобы они могли проходить обучение по оборудованию, узнавать, что сейчас есть нового. Устраиваются выездные смены для детей, курсы повышения квалификации для педагогов по тем направлениям, которых не хватает в Москве. Ведется работа со сборной командой столицы. Учителя сами почувствовали, что им это нужно, и стали объединяться вокруг ЦПМ. С этого года возникла сеть ресурсных центров, которые помогают педагогам двигаться дальше.
- Мы пытаемся сформировать сообщество: у нас много сильных педагогов, которых мы хотим объединить, помочь им, - рассказала Наталья Петровская.

Роботы и футбол
Соревнований по робототехнике много. Они проводятся по всему миру. Сергей Мустафин, тренирующий московскую сборную, занимается с детьми спортивной робототехникой. Например, недавно наша команда вернулась из Томска, где проходил российский этап мировых соревнований «Робокап». На самом деле это студенческие соревнования, где есть и подразделение «Джуниор» для школьников. Там московская команда завоевала награды в футболе роботов. Мировое движение «Робокап» поставило цель: к 2050 году футбольная сборная мира должна сыграть со сборной роботов.
Как рассказал Сергей Мустафин, автономного робота, играющего в футбол, сделать очень непросто: в зависимости от изменяющихся условий он должен выбирать модель поведения. Это комплексная задача: ведь помимо этого важно создать такую механику робота, которая будет наиболее эффективна. Роботы, которые играют в футбол, взаимодействуют как с соперниками, так и с «товарищами» по команде. Это сложнее, чем научить робота играть в шахматы с человеком.   
Создание робота, играющего в футбол, - это не конечная цель, а средство, с помощью которого ребята реализуют свой потенциал. Такой робот не ставится под стекло, а бесконечно разбирается и совершенствуется.