В этом году в сотнях школ - участниц проекта будут открыты седьмые классы для ребят, которые хотят всерьез заниматься математикой. Им будут помогать Центр педагогического мастерства и 25 ресурсных центров - 20 школ и 5 вузов.
Важно отметить, что это не классические математические классы, которыми славится Москва, которые готовят будущих ученых, а чтобы попасть в них, нужно не один год заниматься в кружках и пройти очень серьезный отбор. Классы «Математической вертикали» могут быть созданы в перспективе в каждой школе, чтобы попасть в них, достаточно хорошо владеть обычной школьной программой и иметь реальное желание серьезно заниматься математикой на более высоком уровне. Интерес к проекту огромный, и это связано с пониманием школьниками и их родителями того, что, чтобы быть успешным в современном цифровом мире, очень нужна хорошая математическая подготовка. А большая московская школа имеет все возможности ответить на этот запрос - крупной школе не так сложно решить все необходимые организационные и кадровые вопросы.
В сетке кроме увеличения часов алгебры и геометрии отдельным предметом будет вероятность и статистика, а также обязательно кружки и факультативы, причем не только по математике!
Проект вызвал большой интерес у педагогов. Кстати, чтобы получить право работать в классах «Математической вертикали», сотни учителей уже успешно прошли специальное обучение и сдали итоговое тестирование.
Важная черта проекта - нацеленность на результат, измеряемой частью которого будет ежегодная общегородская независимая диагностика, а также итоги массовых олимпиад и специальных конкурсов. А достижению результата поспособствуют и специальные программы, методические материалы, которые будут доступны через Московскую электронную школу. При этом у школы будет достаточно большая свобода, на что сделать дополнительные акценты - алгебру, геометрию, вероятность и статистику, программирование. Дополнительные часы можно направить на то, что наиболее востребовано в конкретной школе. Кстати, важная черта разрабатываемых методических материалов - их прикладная практическая направленность.
Чтобы попасть в класс «Математической вертикали», ребята должны были успешно пройти входную диагностику. Во втором полугодии школы, которые хотели войти в проект, проводили различные мероприятия для учащихся, чтобы не просто поднять уровень знаний, но и сделать выбор более осознанным.
Эмма Акопян, учитель школы №1534, рассказала нам, что они регулярно рассылали задания для кружков 6-х классов, проводили открытые уроки, мастер-классы и методические семинары для учителей. В феврале - апреле прошли большие игры для шестиклассников подшефных школ: «Математическая карусель», «Крестики-нолики» и «Гонки». Это игры, где дети решают математические задачи по неким игровым правилам. «Крестики-нолики» - это когда задачи расположены в виде таблицы. А в «Гонках» участники решают задачу и передвигаются по игровому полю в соответствии с теми баллами, которые заработали.
По словам Эммы Акопян, дети, которые участвовали в отборах в классы «Математической вертикали», далеко не всегда понимали, что недостаточно просто дать правильный ответ, что от них требуется связный текст, обоснование своего решения. Многие ребята, к сожалению, приучены решать по действиям, и если ты не придумал, как эти действия записать, то у тебя ступор. Часть учителей к этому тоже не привыкли. Главное - убедить детей в необходимости обоснований и доказательств решения.
И родители говорят: «Мы хотим, чтобы дети занимались математикой, но чтобы это не ограничивалось одной математикой, которая в сильном математическом классе занимает все время ребенка». А «Математическая вертикаль» позволит сохранить определенный баланс - дать необходимую математическую базу и предоставить широкий выбор возможностей.
А что делать, если в вашей школе пока не открывается класс «Математической вертикали»? Конечно, в проект можно войти в следующем году, а пока с сентября открыть математические кружки. Также, если не набирается ребят на целый класс, можно открывать группы или просто пользоваться методическими материалами проекта, не открывая целый класс. И мы уверены, что скоро классы «Математической вертикали» будут в каждой школе.

Проверьте себя

Такую задачку для второго класса церковно-приходской школы придумал
Лев Николаевич Толстой. Попробуйте решить ее!

Покупатель выбрал шапку за 10 рублей и дал торговцу 25-рублевую купюру. У торговца не оказалось сдачи, он разменял эти 25 рублей у соседа и отдал покупателю сдачу 15 рублей. Вскоре сосед заявил, что эти 25 рублей фальшивые. Торговец отдал соседу настоящие 25 рублей и задумался: сколько всего денег он потерял?