- Марина Девовна, некоторое время назад в прессе появилась информация, что в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина могут привезти знаменитую «Джоконду». Правда ли это? Если да, делается ли что-то в этом направлении?
- Мы обязательно используем возможность показать «Джоконду», если это можно будет реализовать. В истории музея уже была выставка именно этой картины, с апреля по июнь 1974 года, которая стала историческим событием в культурной жизни СССР. Мы были бы рады повторить эту потрясающую экспозицию, так как уже выросло не одно новое поколение зрителей, и мы готовы предпринять любые шаги, которые будут зависеть от нас.
- 22 марта исполнилось 96 лет Ирине Александровне Антоновой, президенту музея, его многолетнему директору. Ощущаете ли вы преемственность поколений?
- Ирина Александровна личность в масштабе нашей культуры уникальная. Это очень последовательный человек с незыблемой волей и строгим и четким отношением к поставленным задачам. Ирина Александровна Антонова бесконечно предана музею и масштабно ощущает его миссию. Ирина Александровна вообще человек миссии и именно поэтому 52 года была директором Пушкинского, прославила его, сделала крупнейшим культурным центром. И это также свидетельствует о масштабе ее личности. Конечно, этому масштабу приходится соответствовать.
- Модернизация музейного дела - производное от модернизации общества в целом. Готово ли к этому сегодняшнее российское общество? Если да, как отвечает его запросам музей в меняющемся мире?
- Необходимо, чтобы музей и общество находились в состоянии диалога, даже если мы не всегда бываем к этому готовы и не всегда умеем выслушать и принять точку зрения, отличную от нашей. Музей не может оставаться в стороне от процессов, затрагивающих общество, и в определенной мере призван решать поставленные обществом задачи по повышению культурного уровня и расширению кругозора современного человека.
- Какой вам видится судьба коммерческих и некоммерческих культурных площадок при музеях? Какие шаги стоит предпринимать для их развития?
- Во-первых, надо сказать, что музей - это некоммерческое пространство. Те инструменты, которые мы используем, чтобы заработать деньги на развитие музея, являются предметом нашей особой заботы. Музей старается дать сегодняшнему посетителю все, чтобы он мог чувствовать себя свободно и комфортно, получать не только впечатления, но и информацию, проникаться атмосферой музея, ощущать свою причастность к этому месту. И мы предоставляем нашим посетителям множество возможностей, чтобы они могли проводить в музее много времени. Это и магазины, где человек может приобрести сувениры и книги, связанные с музеем, и рестораны и кафе в музейном пространстве, где он может перевести дух, перед тем как продолжить путешествие, и различные образовательные программы, лекции, концерты - все, что необходимо, чтобы эта атмосфера стала частью его жизни. Как к этому относиться - как к коммерции или как к некоммерческому? Оба эти направления взаимосвязаны.
- В интервью The Village в 2014 году вы говорили о планах «работы с новым искусством» и тенденции к «совмещению искусства старого и нового». Расскажите, пожалуйста, что было сделано в этом направлении за прошедшие годы?
- У нас уже два года активно работает направление «Пушкинский XXI». В прошедшем году было много проектов, связанных с современным искусством. Одна из главных выставок 2017 года - экспозиция работ современного художника Цая Гоцяна «Октябрь», и, что очень приятно, именно она стала лауреатом премии The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года». Наш музей разработал различные образовательные программы, посвященные современному искусству. Мы участвовали в Венецианской биеннале с проектом «Человек как птица. Образы путешествий». Мы считаем, что современное искусство в музее может существовать параллельно с классическим. В этом году мы начали формирование первой в России коллекции медиаискусства, в которую вой­дут работы известного медиахудожника Марианны Хеске и одного из пионеров видеоарта Гари Хилла. Три произведения российской арт-группы «Провмыза», которые уже находятся в собрании Пушкинского, были показаны широкой публике на выставке этой весной. В июне у нас открывается выставка Фабрицио Плесси - всемирно известного итальянского видео- и медиахудожника, пионера медиа­ис­кус­ства. В нашем музее Плесси представит проекты «Душа камня». Выстраивая диалог с музейным пространством, Плесси исходит из того, что классика всегда существует в диалоге с современностью и наоборот, новаторство неразрывно связано с переосмыслением прошлого.
- В беседе со мной для журнала «Лиterraтура» Павел Фокин, филолог, ведущий сотрудник Государственного литературного музея, высказал мнение, что «музей должен выступать с позиции силы по отношению к посетителю» - навязывать свою идеологию, свою позицию. Разделяете ли вы эти взгляды? Если да, то как воплощаете их на практике?
- Мне не нравится формула «позиция силы» - в принципе она мне не нравится. Я за позицию диалога, я за то, чтобы музей, безусловно, нес свою собственную идею, свою собственную ментальность, не опускаясь до какого-то неприемлемого для себя уровня, но оставаясь доброжелательным прежде всего, оставаясь открытым этому контакту, оставаясь не учителем, а продолжая быть прежде всего собеседником. Мне кажется, что это единственно возможная форма для сегодняшнего общества.
- В постсоветское время идеологическая функция культуры отпала, а новые функции оказались крайне неопределенными - говорят об отсутствии государственного заказа на культуру. Каково отношение государства к музейной сфере в последнее время? Чувствуете ли вы тенденцию к возвращению идеологии?
- Мы находимся в том счастливом состоянии, когда не ощущаем никакого давления, никакого влияния ни на наши планы, ни на концепцию развития, но чувствуем поддержку.
- Марина Девовна, что происходит в Пушкинском музее в последнее время? Какие дальнейшие планы вы строите?
- Много выставок приезжает к нам и много выставок мы планируем провести сами. Сейчас у нас проходит выставка, на которую приходит огромное количество посетителей, - «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Первоклассная экспозиция американского коллекционера Томаса Каплана, который собрал феноменальную коллекцию голландского искусства золотого века за рекордно короткий срок. За 15 лет у него появились 14 подлинных работ Рембрандта, единственное в частном собрании произведение Вермеера, картины Фабрициуса и потрясающих художников круга Рембрандта, его учеников. Эта выставка вызвала большой интерес, и ежедневно ее посещают 3 тысячи человек.
В апреле в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков открылась выставка «Скульпторы и livre d’аrtistе» с рисунками и работами 15 европейских скульпторов XX века от Родена до Христо. В экспозиции представлены скульптуры, рисунки и уникальные издания livre d’artistе.
В июле откроется наша совместная выставка с итальянским Художественным музеем Виченцы, посвященная Венеции. Будут произведения любимых нами художников: Тьеполо, Каналетто, Гварди. Это большая выставка - 60 работ. Мы планируем представить 30 произведений из Музея Виченцы и столько же из нашего собрания.
- Марина Девовна, признаюсь, все это впечатляет! Однако многие горожане летом покидают столицу. Какие сюрпризы вы готовите им на осень?
- 4 сентября открывается выставка шедевров живописи эпохи Эдо - явление крайне редкое. Мы покажем более 120 произведений различных традиционных школ и художественных течений японского искусства XVII-XIX веков. В российских и советских музеях подобные выставки проходили раз в десятилетие. И даже по сравнению с теми выставками наша беспрецедентна, потому что будут показаны знаковые для японского искусства произведения. Например, ширма «Бог ветра и бог грома» работы Огаты Корина - это произведение украшает обложки всех учебников по истории искусства Японии. Семнадцать экспонатов, которые будут демонстрироваться на выставке, обладают особым статусом, два произведения - национальные сокровища, 10 предметов имеют статус особо ценных объектов культуры и 5 - статус особо ценных предметов искусства. Все произведения нам предоставляет государственное Агентство по делам культуры Японии, что говорит об очень дружелюбном отношении и большом доверии к музею. Мы сейчас полностью поглощены подготовкой этой выставки и тем, чтобы все прошло на самом высоком уровне. В конце сентября мы откроем выставку, которая расскажет о Франции начала прошлого века, о литературно-художественном салоне баронессы Эттинген. Ее салон был местом встреч мастеров авангарда, а сама хозяйка, личность незаурядная и загадочная, выступала одновременно как художник, поэт и критик. У баронессы Эттинген собирались Брак, Пикассо, Метценже, Пикабиа. Именно она «открыла» Анри Руссо, и в ее дом приходили специально посмотреть работы великого Таможенника, как называли Анри Руссо современники. Аполлинер, ближайший друг Руссо, получил возможность благодаря Эттинген издавать известный журнал Soirées de Paris («Парижские вечера»), в котором публиковались молодые поэты, авангардисты, сюрреалисты и все молодые художники того времени. Это феноменальная страница в истории Парижа, которую русские по происхождению люди сумели сделать своей.
Затем откроется большая выставка из Парижа, которую мы готовим с Музеем Пикассо. Она посвящена русской жене Пикассо, балерине Ольге Хохловой.

Досье «УГ»

Марина Девовна Лошак - советский и российский куратор, галерист, арт-менеджер, искусствовед, коллекционер, музейный работник, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Окончила Одесский государственный университет имени И.И.Мечникова по специальности «классическая филология».
Первое место работы - Одесский государственный литературный музей.
После переезда в 1986 году в Москву работала в Государственном музее имени В.В.Маяковского.
В 1998 году заняла должность PR-руководителя банка «СБС-Агро» (ранее называвшегося «Столичный»), где курировала одну из первых российских корпоративных коллекций искусства.
С 1999 по 2003 год - директор Московского центра искусств (МЦИ) на Неглинной.
В 2005 году начала работу в качестве арт-директора Галереи Гари Татинцяна (Gary Tatintsian Gallery).
В 2007 году основала (совместно с Марией Салиной) и возглавила галерею «Проун» на Винзаводе.
С 2010 года является членом экспертного совета, с 2014‑го входит в состав жюри Премии Кандинского, а в 2017 году вошла в жюри премии «Инновация».
С 2012 года - руководитель Музейно-выставочного объединения «Манеж», в состав которого входили ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Д.А.Налбандяна и музей Вадима Сидура.
1 июля 2013 года назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Сохраняя верность музейным традициям, заложенным еще основателем Иваном Владимировичем Цветаевым, развивает новые направления, показывающие связь классического искусства с современным.
Руководит масштабным проектом реконструкции музея - созданием «Музейного городка», включающим в себя открытие новых экспозиционных площадей и восстановление комплекса исторических зданий. К 2022 году в состав «Музейного городка» войдут девять зданий, в каждом из которых будут созданы пространства для постоянной экспозиции и временных выставок, фондохранилища, магазины, лекционные залы, общественные зоны, кафе.