Прежде всего ребят порадовало, что за 2017‑2018 учебный год свою включенность в работу Совета старшеклассников продемонстрировали более 150 школьников. Члены Совета старшеклассников приняли участие в более чем 40 конкурсах, в том числе во всероссийских конкурсах «Юный доброволец»-2017, «Лидеры России», «Капитаны», «Если бы я был президентом» и т. д. По инициативе ребят были организованы и с их участием проведены такие мероприятия, как: городская конференция старшеклассников «Территория возможностей», форум детских и молодежных общественных объединений образовательных учреждений Санкт-Петербурга, посвященный Году добровольца (волонтера) в РФ, научно-практическая конференция «Уроки парламентаризма: исторический опыт и современные практики»-2018 в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, празднование 60‑й годовщины зажжения Вечного огня, встреча «Узелок на память», посвященная 29‑й годовщине вывода советских войск из Афганистана, серия городских игр «От школьников школьникам», в рамках которых были проведены районные и городские этапы игр «Экологические бои», «Математические бои», «Олимп этикета» и т. д.
Как пояснил специалист Комитета по образованию Санкт-Петербурга Алексей Бушаев, Совет старшеклассников - это коллегиальный совещательный орган при комитете по образованию. Он создан для объединения и координации действий районных и школьных советов, активов общеобразовательных организаций, детских и молодежных общественных объединений. В состав совета делегируются школьники 9‑11‑х классов от каждого из 18 районов Санкт-Петербурга и школ городского подчинения.
По словам Алексея Бушаева, актуальность создания такого объединения заключалась в необходимости слышать детей: какие интересы у них сегодня, какие темы они считают важными для обсуждения? Конечно, идея работы таких органов ненова, и в каждой образовательной организации существуют советы старшеклассников, однако, как считают в комитете по образованию, нужна площадка, где ребята, которым доверяют сверстники, могли бы напрямую предлагать свои идеи, обсуждать насущные проблемы, искать пути их решения.
За три года работы Совета старшеклассников удалось многое, и список общих дел, которые были инициированы и воплощены в жизнь, впечатляет. Но даже не это главное. Ценность работы Совета старшеклассников в том, что дети сами проходят путь от рождения идеи до ее реализации. Сами ставят задачи и ищут ответы на вопросы, включая в орбиту поиска одноклассников и ребят из других образовательных организаций. Как заметил заместитель председателя комитета по образованию Андрей Борщевский, важными особенностями работы Совета старшеклассников являются открытость и неформальность. За эти годы не проведено ни одного мероприятия для «галочки».
Сами ребята тоже высоко оценивают тот опыт, который приобретают, принимая участие в работе органов школьного самоуправления. Например, одиннадцатиклассница из социально-экономического класса Второй Санкт-Петербургской гимназии Эрика Федосеева состоит не только в Совете старшеклассников при комитете по образованию, но и в активе гимназистов. В его состав входит большое число заинтересованных ребят, которые готовы работать и работают над различными школьными и городскими проектами.
- Деятельность в активе гимназистов помогает учиться с интересом, - убеждена Эрика Федосеева. - Также она помогает понять, что ты являешься частью чего-то общего и целого и можешь сделать что-то полезное и доброе для других людей. Очень радует, что все наши инициативы выслушиваются, многие поддерживаются и воплощаются в жизнь. Лично мне такой опыт дает уверенность в том, что я легко вольюсь в вузовскую жизнь. У меня есть опыт работы в социальных проектах, это помогает выработать самостоятельность. Когда ты занят реальными делами, то получаешь набор не только предметных знаний, но и таких навыков, как умение организовывать, общаться.
Одиннадцатиклассник Павел Оленчук из президентского физико-математического лицея №239 тоже характеризует опыт работы в Совете старшеклассников при комитете по образованию как бесценный. Молодой человек считает, что благодаря такой деятельности приобрел управленческие навыки. В будущем Павел Оленчук собирается сделать карьеру руководителя, поэтому приобретенное умение давать людям задачи, которые они способны выполнить, ему очень пригодится.
Если говорить о проблемах, то ребята, особенно активисты, которые еще только начинают работу в Совете старшеклассников, высказали пожелание о том, чтобы информация о существовании и деятельности совета была более полной и доступной. К сожалению, многие активные старшеклассники не знают, к кому обратиться, чтобы рассказать о своей идее или принять участие в какой-либо акции. Кроме того, ребята в ходе заседания сами предложили создавать советы старшеклассников при администрациях районов. Это помогло бы привлекать туда заинтересованных школьников и разрабатывать и воплощать в жизнь проекты как на благо города, так и на благо конкретного района.
То, что дети озвучили проблему малоинформированности, с одной стороны, обрадовало специалистов комитета по образованию. Это говорит о том, что участие в подобных советах востребовано, что детям это интересно и нужно. Такие неравнодушие и интерес комитет по образованию готов поддерживать ресурсами. Мало того, детьми также была высказана мысль о том, что те, кто по возрасту уже не может состоять в Совете старшеклассников, могли бы найти применение своему опыту. Например, эти ребята должны стать наставниками тех, кто еще только делает свои первые шаги в органах школьного самоуправления.
Все высказанные пожелания участники Совета старшеклассников собираются учесть, а самые конструктивные предложения при поддержке комитета по образованию будут запущены в работу.

Санкт-Петербург