Ход первый. Начинаем со структуры урока. У детей не останется времени на то, чтобы отвлекаться, если урок будет динамичным, с частой сменой деятельности. Например, сочетание устной и письменной работы на уроке. Но смена деятельности может быть и в разнообразии мыслительных операций (построить схему, соотнести какие-то элементы, вставить буквы, закончить предложение). Чтобы обеспечить динамичность урока, необходимо планировать таймер урока, четко распределять время каждого этапа и каждый раз анализировать причины несоблюдения таймера урока и не допускать их повторения.
Второй ход. Традиции можно закладывать с первого урока, начинать с того, что какой-то этап можно повторять каждый урок. Например, использование на уроках тематической физкультминутки.
Третий ход. Содержание урока. Удивляйте каждый урок. Например, изучая творчество Есенина, дети, как правило, представляют его по фотографии в образе лиричного, белокурого, нежного героя. А прослушав аудиозапись с авторским голосом, дети удивляются несоответствию внешнего образа и голоса. В начале урока может быть интрига, проблемная или жизненная ситуация, необычный элемент одежды, имеющий отношение к теме урока, начать урок можно с обсуждения новостной ленты в популярной у школьников социальной сети.
Ход четвертый. Любой метод обучения можно сделать активным, если включить в него разнообразие деятельности, коммуникаций, творчество, вовлечение всех органов чувств, интерактивность, использование наглядности.
Пятый ход. Не забудьте «выключить» нарушителей дисциплины. Их условно можно разделить на хулиганов и умников. Здесь для каждого нужно использовать свои приемы. «Выключая» хулиганов, можно сделать паузу в своем монологе и пристально посмотреть на хулигана. Не прерывая своего объяснения, подойти к нарушителю, встать рядом с ним. А умникам предложить развернуть свое выступление в рамках рассматриваемой темы, дать индивидуальное задание и возможность отчитаться по итогам его выполнения.
Шестой ход. Поощрение не отметкой, а качественной оценкой, которая может быть выражена не только словесно, но и в виде графических картинок (наклейки, медали, печати, штампы). Например, прием «Номинация». Учитель заранее определяет несколько номинаций, которые будут разыгрываться в конце урока («Грамотей», «Золотое перо», «Герой нашего урока», «Надежное плечо»). Ситуация успеха для детей должна закладываться не в отметку ученика, а в удовлетворение им от проделанной работы.
Седьмой ход. Ситуация успеха для ученика становится ситуацией успеха и для учителя. Вот оно, закономерное превращение пешки в ферзя. Появляется своя система работы, но это уже другая шахматная партия.

Майя АРКАНИЯ, МБОУ СОШ №1 с УИОП, Пыть-Ях