Если верно определить слово, это поможет освободить мир от половины недоразумений.
Декарт

Понятие выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. В этом заключается его важная «миссия». Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем. Различные сочетания понятий позволяют переходить от одних мыслей к другим, протекать процессу мышления в различных его формах. Каждое понятие выражается словом или несколькими словами.
В настоящее время остро стоит проблема обучения, связанная с качеством усвоения научных понятий. Обучающиеся именно в работе с понятиями допускают немало фактических и логических ошибок, в результате чего учебный материал усваивается непродуктивно. Находясь в состоянии терминологической и понятийной неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте учебника. Подходы к формированию научных понятий, их продуктивному усвоению при переходе на ФГОС вызывают много вопросов. В этом я вижу актуальность данного методического семинара.
Цель: теоретическое обоснование проблемы и разработка алгоритма ведения школьниками словаря биологических терминов.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты рассматриваемой проблемы;
- составить правила работы школьников с биологическими понятиями;
- разработать алгоритм работы по усвоению школьниками понятий;
- выработать методические рекомендации для учителей.
Новизна состоит в том, что создан собственный алгоритм ведения обучающимися словаря биологических терминов, основанный на нескольких приемах.
Школьный курс биологии - система взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов, которые необходимо внедрять, развивать и укреплять разнообразными приемами.
Грамотный учитель сам должен хорошо знать, что такое термин, определение, понятие.
Термин - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-либо области науки, техники, искусства и так далее.
Определение - логическая операция установления смысла термина.
Понятие - система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.
Овладеть понятием - значит не только знать существенные признаки предметов и явлений, которые объединяются данным понятием, но и уметь устанавливать всевозможные отношения с совместимыми понятиями, уметь применять его в жизни, на практике.
При работе с терминологией учитель должен мотивировать школьника на запоминание данного термина и определение понятия.
Для того чтобы обучающиеся смогли правильно запомнить новое понятие, необходимо выполнить 5 правил:
1. Объяснить смысл каждого слова в понятии термина.
2. Пересказать смысл своими словами.
3. Привести примеры, характеризующие данный термин.
4. Ознакомиться с лингвистическим или этимологическим разбором слова.
5. Запомнить звучание термина и связать звучание и значение.
Рассмотрим это на следующем примере:
Биогеоцено́з (от греч. «био» - «жизнь», «гео» - «земля» + «койнос» - «общий») - система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. Является классом экосистем. Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Николаевичем Сукачевым в 1942 году.
Приемы обучения в психологии подразделяются на:
1. Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия воображения.
2. Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
3. Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала.
4. Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников.
5. Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
При работе с терминами мои ученики ведут словарь, который имеет некоторые особенности.
Он состоит из следующих граф:
Алгоритм ведения (заполнения) данного словаря включает ряд последовательных действий:
1. Отчетливо проговаривается новый термин.
Проговаривание - преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
2. Термин и его определение записываются в таблицу.
Прием записи школьниками базовых понятий применяется при объяснении учителем нового материала или при самостоятельной работе с учебником или другим источником информации. При этом очень важно дать полное, исчерпывающее понятие, которым можно будет пользоваться во всем курсе биологии.
3. Составляется ребус к новому термину.
Прием «ребус» - это один из видов головоломки, загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии), в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами. Разгадывание различных ребусов и их придумывание - гимнастика для развития интеллекта учащихся, увлекательный способ развития мышления. Разгадывая или составляя ребусы, школьники легко запоминают новые термины. Процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание.
4. Каждый ученик индивидуально повторяет термины в виде различных значков, сокращений, символов, понятных ему.
Прием запоминания «описание в виде значков» представляет собой запись понятия с заменой наибольшего числа слов на различные понятные для ученика символы. Число слов, которые необходимо заменить, не регламентируется.
5. Составляется схема по методу Эйлера.
Метод кругов Эйлера заключается в составлении геометрической схемы, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, а также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью. Вместо кругов могут быть любые фигуры.
Составление ребуса и схемы я предлагаю учащимся как домашнее задание.
Составление словаря понятий является одним из приемов, позволяющим структурировать знания школьников. Также упрощает поиск необходимой информации при подготовке к проверочным работам.
Таким образом, при работе со словарем я использую интерактивное повторение, при котором ученики в течение 1‑2 недель возвращаются к новому материалу. Превращая понятие в набор символов и знаков, составляя ребус, активизирующий переживания учащихся, я создаю проблемные ситуации в мыслительной деятельности школьников. Круги Эйлера - прекрасный метод.
Практическая значимость. Создание словаря терминов по данной методике позволяет с минимальными трудозатратами получить максимальный эффект, учитывающий психические особенности памяти учащихся. Также для учителя появляется возможность дополнительного оценивания работы ученика. Знание терминов, определений и понятий - три кита любой науки, которые обеспечивают 90% успешности сдачи ГИА. Также важно отметить, что алгоритм может быть применен при изучении понятий любого школьного курса.
Результаты работы по данной методике - это выполнение требований ФГОС в области предметных результатов освоения основной образовательной программы по биологии: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, уверенное пользование биологической терминологией и символикой. При использовании алгоритма у учеников развиваются познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, логические универсальные действия - моделирование, анализ, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, создание словаря с важнейшими понятиями курса биологии с последующим использованием при подготовке к ГИА.
Данную методическую разработку можно рекомендовать к использованию не только на уроках биологии, но и на других предметах.

​Василий СМОЛИН, Калачевская средняя общеобразовательная школа, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Прокопьевский муниципальный район, Кемеровская область