​Продолжение. Начало в №5, 9, 13, 17 за 2018 год

Как проще сказать, не растерять, не разорвать,
Мы здесь на века, словно река, словно слова молитвы.
«Би-2»

25.05
6.00. Я уже в школе. На пункте проведения экзамена.
Вот и началась аттестационная сессия 9‑11‑х классов. Первый экзамен. Сегодня девятиклассники сдают английский язык, устную часть. Готовность стопроцентная. Организаторы проинструктированы. Пора начинать.
Экзамен проходит без замечаний. Идеально!
Оперативно собираем все материалы на проверку в РЦОИ. Довольны оказались все: организаторы, члены ГЭК, учащиеся.
А мне это и надо.
Сейчас маленький перерыв - и в центр на прогулку.
Новая встреча Insta-учителей. Новая расширенная версия участников. На этот раз с нами красноярская учительница. Она проездом в Москве. Ее считают самой крутой учительницей в Instargam. Честно говоря, я до сих пор не знаю, как относиться к учителям-блогерам. С одной стороны, это безумно круто. У тебя десятки тысяч последователей, которых ты вдохновляешь, а с другой стороны, многие учителя-блогеры схватывают «звездную» болезнь и считают, что только они являются просветителями и лучшими учителями.
Ну ладно, посмотрим, что это за учитель. Первые минуты нашей встречи не произвели на меня впечатления: обычная маленькая девочка, улыбающаяся и постоянно смеющаяся. Я бы и не подумал, что это учитель. А потом заявление, которое повергло меня в шок. Оказывается, человеку достаточно просто помечтать о любимой профессии, и он - бах! - учитель начальных классов. Ну подумаешь, с образованием воспитателя, психолога или учителя химии. Он же мечтал! У него же есть педагогическое образование. А значит, может быть любым учителем. Образование есть, осталось только почитать методическую и дидактическую литературу, посмотреть YouTube. Научусь на практике!
«Ну меня же взяли! А значит, во мне увидели потенциал!» Я не спорю, что саморазвитие и самообразование очень важны в профессии учителя. И все это уместно в любой профессии. Но нашу компетентность в первую очередь определяют наши результаты: диплом - нашу базу в профессии, результаты детей - нашу методическую работу, конкурсы профмастерства - нашу профессиональную деятельность.
В целом я все веду к тому, что даже наше самообразование должно быть подтверждено результатом. Будь то ГОС, аттестация или междисциплинарный экзамен.
Не впечатлен. Неинтересно.
26.05
Суббота. Будильник. Новый экзамен.
5.40. Утро раннее. Но надо работать. Не сдаем позиции. Это только начало. Впереди еще 6 экзаменов. Так же оперативно и без приключений проходит и этот экзамен. А вместе с ним и выходной день. А в почте еще столько непрочитанных писем, столько нерешенных вопросов! И что с ними делать? Да кто же знает... Эти две недели очень насыщены экзаменами, может быть, даже чересчур. Но я справлюсь. Ведь мне так нравится преодолевать трудности!
27.05.
Просто спать. И никогда не вставать.
28.05
Все мое время теперь занято только экзаменами и подготовкой к выдаче аттестатов.
Второе меня безумно пугает. Никогда не занимался аттестатами и даже не знаю, как это делать.
Но пора разбираться. По 9‑м классам вроде все понятно. В аттестат идут все изученные ранее предметы, предметы учебного плана, экзаменационные отметки влияют полностью на отметку по предмету, которая идет в аттестат.
Так, хорошо. Что же в 11‑х? У кого-то индивидуальный план, какие-то классы не изучали предмет. Есть ученики с красным аттестатом, но они могут написать плохо ЕГЭ, и это повлияет на их медаль. У кого-то по одной четверке в аттестате, и вроде надо решать в пользу ученика, но я не знаю как.
Для начала надо успокоиться. Каждый с чего-то начинал.
Даю задание классным руководителям проверить все данные учеников, вывести сводную ведомость отметок по предметам. Есть сроки, нарушать которые я не имею права. 5 июня - день икс. День, когда уже нельзя будет в ведомостях внести изменения персональных данных учеников.
Благо классные руководители учителя опытные и уже сами начали выверку и подготовили ведомости.
Значит, все не так плохо.
Хорошо. Будем готовить школу к масштабному экзамену. Экзамен по русскому языку. Мы должны принять свыше 200 учеников разных школ. Но миссия выполнима!
29.05
И снова будильник в 5.20. И снова в школе в 5.40.
Скачал все материалы, распечатал. Окинул взглядом свой штаб. Все готово. Можно немного расслабиться и ждать детей.
9.00. Первая школа прибыла. Работаем четко, без лишней суматохи, детей не нервируем. Все вполне размеренно и спокойно.
10.00. Экзамен начат. Можно на три с лишним часа выключиться и попробовать разобраться с некоторыми школьными делами.
Надо составить пару приказов, решить вопрос о порядке предметов в аттестате.
И вот спустя три с половиной часа ребята заканчивают свой первый обязательный экзамен. Все ровно, без жалоб и апелляций. А я еще вроде даже бодрячком.
30.05
Можно чуть подольше поспать и прийти на работу позже. И вроде бы можно, но надо ехать в РЦОИ, чтобы внести количество отработанных часов в систему. Вот тоже мне придумали накануне экзаменов. Ладно бы еще эта система была на каждом компьютере. Но нет же. Надо найти ближайшую и договориться там, чтобы мне помогли. Мне с соседней школой не повезло. И теперь каждый экзамен буду ездить на другой конец Москвы, стоять в очереди и передавать показания по отработанному времени. Мои сотрудники должны вовремя получить заслуженную зарплату.
Ну а вечером очередная встреча с молодыми директорами и аттестованными на должность директора на курсах. Ох! Мне бы не помешали курсы заместителя.
Решил в Instagram поучаствовать в конкурсе и написать небольшое эссе «Почему я считаю профессию учителя классной?». Ну, во-первых, потому что есть 56 оплачиваемых календарных дней отпуска. И, по-моему, это классно. А если серьезно, то разве не классно каждый раз открывать для детей и самого себя что-то новое? Работая с детьми, каждый раз я вновь переживаю те же эмоции, что и когда-то в детстве. В ногу с ними двигаюсь по жизни, узнавая о ней все больше и больше. Это невероятно! Всегда остаешься молодым и современным. Возраст, нам, учителям, не помеха, пока мы с детьми. И это тоже классно!
Но самое классное для меня - это быть для детей проводником, сопровождающим в этом мире. Видеть их взлеты и победы, быть частью их жизни.
Классно быть учителем. А быть классным учителем еще круче. Я даже не могу представить себя в другой профессии.
31.05
И снова 5.20. Сегодня сложный экзамен. Тот, который заставил нервничать всю нашу команду, - информатика. Не обошлось без сюрпризов. Пришло новое обновление станций проведения экзамена.
Весь вчерашний вечер в группе What’sApp руководители ППЭ писали о каких-то сбоях, нехватке материалов. Столько паники, столько лишних слов и движений... Все равно проблему не решили, она решилась сама с утра путем обновления. Зато нужно было нервировать и заводить всех.
Утро бывает добрым. Особенно когда видишь уже знакомые лица. Все улыбаются, и нет никакой суматохи.
Перепутал номера аудиторий: в протоколе один, а на двери другой. «Всякое бывает, - улыбается организатор. - Давайте я переделаю, а вы занимайтесь более важным делом». И это говорит человек, который практически со мной не работал. Пожалуй, здорово!
А экзамен проходит своим чередом, без сбоев. Осталось еще 4 экзамена. Организаторы уходят и говорят, что никогда и ни в каком другом ППЭ к ним с такими добротой и человечностью не относились. Что же, такие отзывы тоже являются неким результатом моей работы.
Продолжаем в том же духе.
Подготовка к следующему экзамену осложняется. Не все комплекты лабораторных работ готовы. Но вроде как путем дипломатических переговоров удается получить ответ, что за два дня все будет сделано.
1.06
«Твой июнь начнется
Самым тихим здравствуй».
Вот и лето! Мое самое любимое время года. Все так ярко, все так солнечно! Хочется просто нежиться на солнышке и не думать ни о чем.
Выверка в 11‑м классе прошла. Ведомости отметок подготовлены. Даже вроде пока нет никаких ошибок. Пусть и дальше так будет.
А я пока снова еду в РЦОИ.
Вот тебе и лето.
5.06
Дни экзаменов не самые сложные. Но в этом году их поставили слишком часто. Через день вставать в 5.20 утра, через день заниматься подготовкой ППЭ, печатать материалы сразу на несколько экзаменов, и это безумно выматывает. Отсюда бывают небольшие сбои в работе: там перепутал, там не доделал, забыл распечатать ведомость, одну заменил другой. И это нормально.
Со всеми трудностями и мелкими недочетами мы с моей командой справляемся быстро и спокойно, так, чтобы это никаким образом не повлияло на ход экзамена.
Сколько уже я прочитал про ЕГЭ и ОГЭ. Про жуткий стресс для детей, про организаторов, которые работают за спасибо, про натаскивание. Пока что про КИМы ничего сказать не могу: я их не видел, не читал и даже не держал в руках. Зато про внутреннюю организацию экзамена могу говорить много и долго.
Я являюсь руководителем пункта проведения экзамена уже второй год. Каждый год, да и на каждом экзамене, вышестоящие органы преподносят различные неприятные сюрпризы. То списки не те, то организаторов не хватает. В этот раз нужно после каждого экзамена ездить в РЦОИ, чтобы заполнить отчет по трудозатратам. Вчера, за два экзамена до конца, позвонили и сообщили об установке программы автоматизированного учета времени трудозатрат в школе. Что же так вовремя?
Но моя задача как руководителя в первую очередь организовать экзамен таким образом, чтобы и так напуганные дети, усталые организаторы, озлобленные сопровождающие не почувствовали никакого дискомфорта.
С небольшой шутки начать инструктаж организаторов, помочь тем, кто первый раз, поддержать тех, кому нужна методическая помощь.
Встретить с улыбкой детей, пожелать им хорошего настроения и удачи на экзамене.
Предложить сопровождающим комфортные условия для ожидания своих детей.
И все. Экзамен проходит спокойно, без слез, истерик и апелляций.
Организаторы работают быстро и слаженно. Уполномоченные члены ГЭК довольны и спокойны. И, конечно, хорошо, когда работа еще и оплачивается. И как мне жаль, что за пределами Москвы органы власти обесценивают труд учителей и заставляют работать волонтерами на экзаменах с большой административной ответственностью.
Надеюсь, что каким-то образом эта проблема будет в дальнейшем устранена.
Осталось еще два экзамена.
6.06
О лирических отступлениях можно даже не думать. Какая может быть лирика с таким графиком?! Между экзаменами выспаться бы, а после экзамена сходить потренироваться в зал.
А еще нужно уделить время планированию отпуска и общению с друзьями. А в итоге только устаю и раздражаюсь под конец дня.
7.06
В продолжение разговора о ЕГЭ и ОГЭ.
Чаще всего работа уполномоченных членов ГЭК и помощника руководителя ППЭ на первый взгляд не видна. Но от этих людей успешность экзамена также во многом сильно зависит. В этом году мне посчастливилось, что на всех экзаменах были одни и те же уполномоченные. И это мудрое решение со стороны РЦОИ. Сформировалась некая административно-управленческая команда. Мы понимаем друг друга с полуслова, и это важно! Важно в том плане, что нет напряженности между участниками экзамена, весь процесс происходит в домашней теплой обстановке.
Ну а про моего помощника и говорить нечего! Знает четко свои обязанности, никогда не подведет. Все четко и организованно. Да и в целом Елена Валентиновна - человек с большой буквы! С ней никакой экзамен не страшен.
Не стоит забывать и про организаторов, чей труд и выдержка помогли состояться каждому экзамену на ППЭ. Я понимаю, насколько это сложно - просидеть несколько часов в одной аудитории. Поэтому мы ценим каждого. У нас настолько все тихо, спокойно и по-домашнему, что, как сказали сотрудники нашего ППЭ, они на экзамен шли довольными и с улыбками.
Два года руководства пунктом проведения экзамена меня научили многому:
- эффективность экзамена и его успешность во многом зависят от работы команды;
- команда будет работать эффективно, когда руководитель четко определяет цель совместной деятельности;
- руководитель должен быть мобильным, динамичным, компетентным. При этом не забывать о человечности, добросердечности и отзывчивости.
Я подтвердил для себя мысль, что могу сплотить коллектив вокруг одной цели, создать условия для достижения максимальной эффективности нашей деятельности, увидеть недочеты и указать на ошибки, но при этом не быть «монстром». Наверное, все-таки есть во мне потенциал директора.
Поставил перед собой цель: узнать процесс ОГЭ «от лица детей» и самому пройти экзамен в МЦКО. Очень интересно посмотреть, на что я способен.
А пока второй сезон экзаменов ППЭ 2203 окончен. Теперь нужно заняться самым сложным - аттестатами.
Учебный год на исходе. Так много всего произошло за этот год, что кругом идет голова, если вспоминать. Взлеты и падения, радость и печаль. Все как в обычной жизни. Пока рано говорить о результатах, подводить итоги, НО обязательно все проанализирую…
10.06
Лето идет свои чередом. Пусть немного холодновато, но все равно лето. Совсем чуть-чуть - и выпускные. Для многих закончится маленькая история большой школьной жизни.
…А сейчас хочется помечтать о предстоящем маленьком путешествии с лучшими друзьями и Insta-учителями.