В истории технологического развития человечества выделяют несколько этапов, называемых промышленными революциями. Сегодня мы переживаем третий этап - цифровую революцию (конец XX - начало XI века), в процессе которой человечество перешло от механических и аналоговых электронных устройств к цифровой электронике, к широкому распространению информационно-коммуникационных технологий - сформировалось постиндустриальное общество.
Сегодня эксперты и СМИ пишут о начале 4-й промышленной революции, связанной с перспективными технологиями, такими как искусственный интеллект, робототехника, аналитика больших объемов данных (big data), виртуальная реальность, блокчейн и другие. Уже сегодня технологии оказывают значительное влияние на жизнь людей. Кто знает, что будет через 10-20 лет, когда мы - сегодняшние подростки, получившие образование и навыки, актуальные сегодня, - будем конкурировать за рабочие места в быстро изменяющемся мире? Никто не может точно ответить на этот вопрос, хотя можно с уверенностью утверждать, что наша жизнь и рынок труда значительно изменятся.
Готовы ли мы к будущему? Этот вопрос я задала нашим учителям на педагогическом совете в январе этого года, где мне было доверено выступить. Задаю я его и себе, и своим товарищам по школе.
Я думала, что большинство моих сверстников мало знают о перспективных «подрывных технологиях» (disruptive technologies - технологии, ведущие к значительным переменам в существующем порядке вещей), не беспокоятся о выгодах и угрозах, которые могут принести эти технологии, и, следовательно, не готовятся к будущему с должной ответственностью. Я предположила, что школа могла бы активнее помогать ученикам в этом отношении.
Из множества интересных перспективных технологий я выбрала область, которая, на мой взгляд, окажет значительное воздействие на многие аспекты жизни в ближайшие 10-20 лет, - искусственный интеллект.
Я решила пополнить свои знания, узнать, насколько интересуются и осведомлены мои товарищи по школе об этих технологиях, а самое главное - предложить рекомендации для учеников и школы, которые помогут нам, сегодняшним школьникам, подготовиться к будущему.
Я изучила ряд отчетов, подготовленных ведущими консалтинговыми компаниями и отраслевыми организациями, изучила интернет-ресурсы и провела опрос среди учеников старших классов в моей школе.
В работе над проектом я иногда использовала онлайн-сервис Google Translate, который в значительной степени опирается на технологии искусственного интеллекта. Я была впечатлена значительно улучшенным качеством перевода, поскольку Google внедрил новую технологию искусственного интеллекта под названием «нейронный машинный перевод» в сентябре 2016 года, сократив количество ошибок на 80% по сравнению с предыдущими алгоритмами.
В результате этой работы я узнала много нового для себя о преимуществах и угрозах, которые принесут технологии XXI века в жизнь и деятельность человека.
Уже сегодня технологии слабого искусственного интеллекта (Narrow AI), связанные с реализацией узких задач и специфических функций, применяются в самых разных областях нашей жизни:
- компьютерные и мобильные приложения (распознавание изображения и голоса, языковой перевод, личные помощники, такие как Alexa от Amazon и Siri от Apple);
- домашние устройства (интернет вещей, смарт-устройства, домашние роботы);
- транспорт (автомобили без водителя, беспилотные самолеты);
- образование (обучающие роботы, интеллектуальные обучающие системы);
- здравоохранение (расшифровка генома, робототехника, мобильная телемедицина);
- кибербезопасность (обнаружение и предотвращение кибератак);
- безопасность (уличное видеонаблюдение с распознаванием лиц, патрулирование посредством беспилотных летательных аппаратов, обнаружение онлайн-мошенничества);
- военные системы (разведывательные и боевые беспилотники, пограничные патрульные системы, автономное оружие, Терминатор... шутка).
Ожидается, что сильный, или общий, искуственный интеллект (General AI) появится в будущем и будет способен выполнять без перенастройки и одновременно большинство разнообразных задач, на которые способен человек. Теоретически после общего ИИ будет создан супер ИИ (Super AI), который превзойдет возможности человека или даже всех людей на Земле. И пускай пока это область научной фантастики, но у нашего поколения на этот счет должна быть готовность №1 как в плане предметной, так и в плане психологической готовности.
Перспективы применения ИИ захватывают дух, кажутся безграничными и повсеместными, полезными для людей и пугающими одновременно. Очевидно, что системы и машины, оснащенные искусственным интеллектом, могут сделать жизнь людей проще, безопаснее, удобнее и эффективнее. В будущем компьютеры и роботы смогут выполнять тяжелую, рутинную, предсказуемую и неинтересную работу, поэтому у человека будет больше времени для творчества и отдыха. Кому это не понравится?
С другой стороны, существует риск высокой безработицы, вызванной заменой людей, выполняющих несложную работу (уборщики, охранники, водители), на интеллектуальные системы или машины. Такая угроза выше в развивающихся странах, включая Россию, где доля такого труда или задач в экономике выше. Современные исследования показывают, что от 50 до 80% рабочих мест рискуют быть замененными технологиями ИИ в течение следующих 10-20 лет. Ряд рабочих мест и профессий может просто перестать существовать в том виде, в каком мы их знаем сегодня.
При этом эксперты отмечают, что использование ИИ будет затруднительно там, где требуются изобретательность, нешаблонное мышление, творчество, навыки управления людьми или эмпатия. В этой связи для подготовки к изменениям на рынке труда нам необходимо развивать навыки и компетенции, защищенные от ИИ и автоматизации.
Кроме того, в СМИ высказываются опасения по поводу рисков нарушения с помощью ИИ неприкосновенности частной жизни, в том числе несанкционированный сбор и незаконное использование персональных данных, хакерские атаки, слежка.
Ряд экспертов, в том числе Стивен Хокинг, Билл Гейтс, Илон Маск, обратили наше внимание на экзистенциальные риски для человечества от неконтролируемого развития систем ИИ. А это значит, что именно мои сверстники в недалеком будущем не должны потерять контроль над машинами, способными к сверхбыстрому самообучению и самопрограммированию.
Я считаю, что современные школьники нуждается в знаниях о новых технологиях, возможностях и рисках их использования для подготовки к будущим глобальным изменениям.
Представляю результаты анонимного опроса среди учащихся 9-11-х классов (всего 62 ученика), который я провела в нашей школе.
Вопрос 1. Вы знакомы с технологиями искусственного интеллекта?
Большинство ребят (81%) ответили, что знают или слышали об ИИ, еще 14% хотят узнать и лишь 5% не знают и не хотят. Соверемнные ученики неплохо оведомлены!
Вопрос 2. Откуда вы узнали про ИИ?
Лишь 2% учеников узнали о технологиях ИИ в школе! А чем в это время занимались остальные? Большинство (84%) узнало про ИИ самостоятельно из Интернета и журналов, еще 5% - на внешкольных кружках и мастер-классах, 9% - от родителей и друзей. Очевидно, школа могла бы играть более значимую роль.
Вопрос 3. Какое влияние окажет ИИ на экономику России в будущем?
43% учеников ожидают положительный эффект для экономики нашей страны, 39% затруднились ответить, и оставшиеся 18% предположили негативное влияние! Оценить возможности и риски от новых технологий и трендов всегда непросто, что объясняет такой разброс позиций школьников.
Вопрос 4. Как вы готовитесь к изменениям в жизни, связанным с технологиями ИИ?
Лишь 15% считают, что обучения в школе будет достаточно! Еще 23% учеников осознают угрозы и активно готовятся самостоятельно. Другие 30% хотят готовиться, но им нужны помощь и совет. Оставшиеся 32% совсем не беспокоятся и никак не готовятся к изменениям в будущем!
Получается, что большинство моих сверстников слышали про искусственный интеллект, его возможности и угрозы. Школьники хотят узнать больше и активнее готовиться к переменам в будущем, связанным с новыми технологиями. При этом школа могла бы играть более активную роль в формировании у детей грамотности XXI века - в технологическом образовании.
Технологии изменят нашу жизнь. Чтобы не оставаться на обочине прогресса и успешно конкурировать на рынке труда в будущем, сегодняшние школьники должны более ответственно и осмысленно готовиться к изменениям. Я считаю, что нам, школьникам, необходимо следить за развитием технологий, изучать мнения экспертов о возможностях и рисках, размышлять вместе со взрослыми о том, какие профессии потеряют актуальность или возникнут, какие знания и навыки будут востребованы в профессиях, которые нас интересуют.
Существует много мнений, исследований и прогнозов в отношении соответствующих навыков и компетенций в будущем. Меня, например, очень заинтересовал отчет New Vision for Education - Unlocking the Potential of Technology, подготовленный международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group для Всемирного экономического форума. Согласно BCG в XXI веке необходим следующий портфель знаний, компетенций и личных качеств.
Прежде всего необходимы фундаментальные знания в математике, науке, финансах и информатике. Критическое мышление, креативность, командная работа и эффективные коммуникативные навыки нужны поверх этого фундамента (то есть компетенции, которые будут защищены от автоматизации и искусственного интеллекта в ближайшие десятилетия). Успех в жизни также потребует любопытства, инициативы и способности быстро адаптироваться к изменениям. Эксперты подчеркивают, что в XXI веке человеку нужно учиться на протяжении всей жизни, поскольку окружающий нас мир постоянно меняется и скорость перемен растет.
Мы говорим об этом в школе с нашими учителями. А что вы думаете об этом, учителя других московских школ? Благодаря Интернету сегодня у нас есть доступ к бесплатным и платным курсам по развитию навыков и компетенций, есть возможность получать знания непосредственно в школе в живом общении со своими учителями.
Самостоятельно или с помощью старшего наставника каждый из ребят может подготовить свой личный план развития. И конечно, именно школа может играть более активную роль, взяв на себя задачу стать нашим основным проводником из настоящего в будущее.
Например, в рамках одного из профильных предметов (информатика, физика, химия, биология) учитель может предложить каждому ученику выбрать одну из перспективных технологий для индивидуального изучения. Ученики подготовят презентации с обзором технологий и будут представлять их по очереди на уроке в течение года в качестве эксперта, помогая одноклассникам узнать о широком спектре технологий. А может быть, это можно делать уже и в первых классах школы? Ведь малыши такие любознательные и активные!
Например, мне и другим ребятам, в том числе и малышам, было бы интересно узнать больше об этих направлениях технологического развития: интернет вещей, робототехника, беспилотные автомобили, виртуальная и дополненная реальность, 3D-принтеры, квантовые компьютеры, блокчейн, нанотехнологии, биотехнологии, CRISPR (генная инженерия).
В рамках курса «Обществознания» было полезно организовать обсуждения в классе или даже провести школьную конференцию по изменениям на рынке труда в будущем.

Николь МАТЮХОВА, ученица 7-го «B» класса школы Марьина Роща имени В.Ф.Орлова