Одним из важнейших звеньев профессиональной направленности является социально-профессиональная установка, характеризующаяся как предрасположенность к выбору профессии, профессиональной подготовке и способам выполнения профессиональной деятельности. Эта установка формируется как системное качество человека и берет свое начало в дошкольном возрасте посредством избирательного отношения ребенка к сюжетно-ролевым играм, далее у младших школьников это проявляется в интересе к учебно-познавательной деятельности, а в период отрочества мы можем наблюдать определенные склонности и способности обучающихся к учебным предметам и формирование стартовых представлений о разнообразии мира профессий.
В процессе профессионального становления личности важное значение имеют интересы, которые выражают личную заинтересованность в конкретном виде труда и представляют для обучающегося определенную эмоциональную привлекательность. Чтобы понять, какие виды труда существуют, чем они характеризуются, а чем разительно отличаются друг от друга, школьнику необходимо показать весь спектр возможных вариантов трудовой деятельности и обогатить его представления о содержании различных видов труда. Данные представления дают возможность осознать обучающемуся, что существуют определенные задачи, стоящие перед современным обществом, что каждый человек имеет право на свою уникальную роль в решении этих задач, а данные знания в свою очередь служат опорой для развития социальной перцепции обучающегося и помогают сформировать избирательное отношение к миру труда и профессий.
В профессиональном самоопределении учащихся важную роль играет индивидуальная ситуация, которая может складываться из совокупности определенных факторов выбора профессии, влияющих на проектирование профессионального пути школьника. Ряд объектных и субъектных обстоятельств, к которым можно отнести следующие: позиция старших членов семьи, позиция сверстников, позиция учителей, воспитателя, классного руководителя, сложившиеся к данному моменту личные планы учащегося, и это обязательно необходимо учитывать при построении личного профессионального плана.
В этом контексте очень важно донести до понимания обучающегося идею того, что самый главный критерий при выборе профессии - это не чья-либо оценка или мнение, а состояние удовлетворенности от сделанного выбора при условии учета и анализа своей общей структуры личного профессионального плана или образа желаемого будущего. Иначе в худшем случае планы ученика могут не согласоваться, с одной стороны, с позицией родителей, с другой - с позицией педагогов и сверстников, что приведет к ложным представлениям и неудовлетворенности на будущем профессиональном пути.
В настоящий момент усилия школьных педагогов и психологов по вопросам профессионального самоопределения обучающихся объединяются с усилиями ведущих университетов, чтобы обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение развития личности школьника в современных условиях и обогатить его представления о мире профессий, используя разные направления профориентационной работы.
На примере профориентационных мероприятий, реализуемых факультетом педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, мы постараемся раскрыть возможные направления работы и особенности взаимодействия с образовательными организациями, качественно улучшающие мотивацию школьников к выбору той или иной профессии.
В настоящий момент факультетом педагогики и психологии МПГУ осуществляется работа со школами в направлении развития представлений и отношения к тем или иным видам профессий у школьников за счет межличностного общения между студентами, которые уже выбрали определенное профессиональное направление, и обучающимися, которые только начинают осмысливать свой дальнейший трудовой путь.
В рамках исполнения договора между факультетом педагогики и психологии МПГУ и другими образовательными организациями осуществляется проведение производственной (психолого-педагогической) практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, где студенты факультета оказывают психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников Москвы и Московской области.
Уже на втором курсе студенты факультета педагогики и психологии МПГУ владеют технологиями проектирования профессионального жизненного пути, активизации профессионального самоопределения, осуществляют построение личной профессиональной перспективы, необходимой для профориентации школьников, способны эффективно применять данные знания в целях повышения информационной грамотности на регулярных еженедельных встречах в школах Москвы и Подмосковья, с которыми у факультета заключены договоры.
Отличительной особенностью профориентационных мероприятий, реализуемых на днях открытых дверей факультета педагогики и психологии МПГУ, является организация серии мастер-классов для школьников, направленных на изучение информации о способностях личности, о ее интересах, склонностях, личностных особенностях, внутренних ресурсах. Школьники имеют возможность измерить свои субъективные состояния, настроение и могут определить направленность на конкретную профессиональную деятельность. Участникам мастер-классов предоставляется информация о циклах профориентации и профессионального самоопределения, дается обзор психодиагностических методов, способствующих выявлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, где на этой основе выявляется матрица предпочтительных направлений и формируется психологический портрет будущего специалиста.
На факультете педагогики и психологии МПГУ существует профориентационная организация для старшеклассников, интересующихся психологией, - Школа юного педагога-психолога (ШЮПП). Благодаря тому что занятия в ШЮПП проводятся в дискуссионно-игровой и тренинговой формах, школьникам легче найти общий язык друг с другом. Школьники, посещающие занятия ШЮПП, получают представление о психологии как науке и профессиональной практике, о ее современном состоянии; о том, что и как изучается на факультете педагогики и психологии, овладевают умениями в области психологии и педагогики общения, личности, познавательных процессов. Занятия помогают лучше узнать себя, найти новых друзей, познакомиться со студентами факультета педагогики и психологии, погрузиться в студенческую атмосферу одного из старейших университетов России - МПГУ.
На базе факультета реализуется проект «Каникулы с МПГУ». Данный проект был создан с целью вовлечения школьников в новые сферы деятельности, знакомства участников мероприятия с миром профессий и направлениями подготовки, реализуемыми на факультете педагогики и психологии, и создания системы, содействующей молодым людям в построении профессиональной траектории, позволяющей максимально раскрыть личностный потенциал. Серия мероприятий в рамках этого проекта создает благоприятные условия для мотивации молодежи в профессиональном самоопределении и развитии, популяризирует среди молодежи осознанный подход к выбору профессии и построению карьеры, ориентирует молодых людей на реализацию собственных замыслов в реальных социально-экономических условиях.
Хочется отметить интересный факт, что факультет педагогики и психологии и ряд московских школ, например школа №1494, проводят совместную работу в области экспериментальных площадок, на базе которых реализуется модель непрерывного научного исследования, научным руководителем является Леонид Михайлович Проценко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности; ответственный за научно-методическое сопровождение Наталия Владимировна Поликашева, кандидат педагогических наук, старший методист школы №1494. Студенты факультета педагогики и психологии выступают рецензентами работ учащихся школы и руководителями проектов на всех ступенях образования от дошкольного возраста до выпускных работ обучающихся. Результатом данного взаимодействия становится реализация потенциала образовательного учреждения не только как базы практики, но и как будущего работодателя. Благодаря данному взаимодействию школа имеет возможность осуществлять отбор студентов, которые могут стать потенциальными работниками на постоянной основе в данной образовательной организации.

Татьяна САХАРОВА, декан факультета педагогики и психологии, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ;
Мария БАТАЕВА, заместитель декана по воспитательной работе факультета педагогики и психологии МПГУ, старший преподаватель кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ