Важную роль в формировании конвергентной среды инженерного IT-образования в школе №1537 играет образовательный кластер «Применение ИКТ в научно-техническом творчестве», ядром которого выступает Инновационно-технологический центр (ИТЦ) с развитием сотрудничества с вузами-партнерами, научными организациями, методическими службами и некоммерческими организациями, экспертно-консультационного сопровождения представителями компаний IT-индустрии, трансляции опыта. Специалисты ИТЦ участвуют также в подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства (призеры в компетенциях «Электроника» и «Сетевое и системное администрирование» чемпионатов JuniorSkills и WorldSkills).
На базе ресурсов образовательного кластера и системы экспериментальных образовательных программ ведется развитие практико-ориентированной проектной деятельности обучающихся с применением ИКТ  в форме участия обучающихся в разработке комплексного научно-технического проекта «Информационно-технологическое проектирование устройств и социально-экономических процессов как основа комфортной среды жизнедеятельности человека» в составе следующих блоков: 1) энергосберегающие системы и технологии; 2) автоматизация технических систем и технологических процессов; 3) модернизация производственной и пространственно-социальной среды; 4) интеллектуальный инструментарий анализа и социального взаимодействия. Выполняемые обучающимися разработки проходят экспериментальную апробацию в условиях школы и на предприятиях, успешно представляются на научно-технических конкурсах, конференциях и выставках различных уровней: Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ, «Инженеры будущего», «Образование. Наука Производство», «Юниор», «Шаг в будущее».
В целях активного и комфортного включения обучающихся в инженерное творчество в школе внедряется образовательная технология межпоколенного взаимодействия обучающихся и выпускников: привлечение выпускников в качестве консультантов по инженерным проектам и тренеров робототехнических команд; использование практических наработок выпускников прошлых лет при продолжении тематики проектов.
Среди других экспериментально апробированных в школе №1537 средств формирования среды инженерного IT-образования можно отметить включение в основной учебный план предметов «Программирование» и «Робототехника», регулярную организацию групповой работы в форме конкурсных и обучающих мероприятий научно-технической направленности. Примерами мероприятий, поддерживающих групповую продуктивную деятельность, могут служить успешно проводимые школой №1537 в течение нескольких лет инженерный интерактивный конкурс-марафон «РоботСАМ» и соревнования командного конструирования. Ключевая концепция - минимизация входных барьеров для участия в них: не предъявляются требования к начальной подготовке и техническому оснащению участников, прежде всего важна их мотивация.
Конкурс «РоботСАМ» сочетает в себе сразу несколько образовательных технологий и может служить примером организации серии интерактивных дистанционных практикумов: дистанционные лекции, групповое выполнение практических заданий на основе удаленного консультирования, электронная презентация и очное состязательное тестирование созданного инженерного продукта. Яркий пример эффективной параллельной очной групповой работы - соревнования командного конструирования, в ходе которых командам предлагается из набора подручных материалов за отведенное время придумать и собрать некоторую конструкцию, удовлетворяющую оговоренным техническим требованиям. Подробной пошаговой инструкции по выполнению задания не дается - участники должны самостоятельно организовать свою работу: спроектировать конструкцию, определить рациональный набор «приобретаемых» для ее изготовления материалов, придумать способ их эффективного использования для материального воплощения задумки.
Развитие среды инженерного IT-образования позволяет обеспечить в школе живую и увлекательную организацию образовательного процесса, поддержать активность и самостоятельность обучающихся, эффективно перейти от вербальных форм обучения к деятельностным, создать благоприятные условия для проявления способностей на всех ступенях обучения.
                                                                      
Михаил МИНЧЕНКО, руководитель инновационно-технологического центра школы №1537,
кандидат экономических наук