​Игра - фундамент здоровой, продуктивной и счастливой жизни ребенка. Она должна давать ребенку массу возможностей использовать воображение и творческий потенциал. Игра расширяет круг навыков, и, хотя некоторые из них понадобятся лишь через несколько лет, без детских игр этот опыт не придет.
Джин Айрес


Игра - это прекрасная возможность заинтересовать ребенка, пробудить любознательность, повысить мотивацию.   
Активно играя, ребенок получает ощущения, позволяющие формировать фундаментальный сенсорный опыт, который помогает не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию. Успешно выполняя посильные задачи в игре, ребенок испытывает удовольствие от своих действий.
Чем разнообразнее игры, которые мы организуем с детьми, тем больше они способствуют развитию. Осуществить такую работу в виде простых игр и увлекательных заданий с различными сенсорными материалами можно в домашних условиях. Мы предлагаем использование следующих игр и игровых упражнений, направленных на формирование речевой деятельности.

Сенсорно-сказочный сюжет
Игровым полем для данной игры служит сенсорная коробка. Это емкость с любым наполнителем (крупы, хлопья, орехи, шишки, камни, салфетки, ватные шарики, вода, кусочки поролона). Кроме наполнителя в емкость можно положить другие предметы, с которыми можно играть - фигурки людей, животных, насекомых, игрушечные фрукты и овощи, деревянные буквы, домики.
Не сложно вместе с малышом придумать разнообразные сюжеты к праздникам, подстраивая игру под интересующие темы, или предложить самому сочинить сказку. Это отличная возможность пробудить интерес, инициативу и творческую активность. Многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно-двигательную координацию и эмоциональный подъем. В ходе такой игры дошкольники расширяют свой тактильный опыт и обогащают словарный запас.

Опыты и эксперименты
Дети от природы любознательны, их бесконечные вопросы «почему?» нередко вызывают растерянность. С помощью практических действий-опытов можно найти ответы на вопросы, сформировать интерес к явлениям окружающего мира.
Дома или во время прогулки с ребенком используйте замечательные свойства воды для проведения игр. В ходе таких игр формируются представления о трех состояниях воды, воспитывается интерес к практической деятельности и пополняется словарный запас ребенка (пар, лед, холодный, горячий, хрупкий, легкий, тяжелый, жидкий, тонет, плавает, растворяется).   
Очень занимательны игры с песком. Дети часами могут играть в песочнице. Дело в том, что песок податлив, и руки человека бессознательно стремятся изменять его, создавать что-то новое, фантазировать.   
Используя невысокий ящик или контейнер, можно организовать домашнюю песочницу. Рядом поставить бутылку с водой, чтобы при желании намочить песок. Можно предложить малышу порисовать на сухом и на мокром песке, закопать клад, приготовить «песочную еду».

Лэпбук
Сохранить собранный материал, лучше понять и запомнить информацию, развить творчество, воображение поможет создание увлекательной папки -   лэпбука.   
Лэпбук - это тематическая, самодельная, интерактивная папка с кармашками, окошками, подвижными деталями, куда родитель вместе с ребенком собирает информацию по определенной теме. Это игра, творчество, познание, исследование нового и закрепление изученного материала.  
Такая папка поможет ребенку-дошкольнику по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Для изготовления такой папки можно использовать различную бумагу, картон, рисунки, картинки.
Во время проведения игр такого плана ребенок тесно взаимодействует с родителями, это не только способствует формированию доверительных отношений, но и тренирует дисциплину, развивает внимание, память, речь, воображение и воспитывает усидчивость.
Играйте со своими детьми, обогащайте сенсорный опыт и получайте удовольствие от совместного творчества!  

Светлана БЕЛАНОВА, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;
Инна САДОВСКАЯ, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы