​Одному лишь человеку дано понимать не только красоту, но и трудные, темные стороны жизни. И одному лишь ему доступна мечта и сила сделать жизнь лучше!
Иван Ефремов. «Туманность Андромеды»


Вот что говорят об этом они сами: и самые маленькие, и те, кто находится в середине школьного пути, и те, кто находится на пороге взрослой жизни. Ясноглазый второклашка, любознательный и хитренький, влюблен в свою первую учительницу: «Она учит нас уму-разуму, терпению и еще всему-всему...» А это уже 7-й кадетский, серьезная социально мотивированная ученица глубокомысленно: «...Кадетский и 6 лет в обычном классе, как две жизни. Научилась за 6 лет общаться с разными людьми, у меня много личных воспоминаний. Сейчас в кадетском получаю много новых знаний, учусь делать выводы... И очень важно для меня развитие творческой жилки...» А вот еще 8-й класс: «Я хочу научиться в школе тому, как нужно жить во взрослой жизни... Знания, общественная деятельность - это понятно и очень нужно, но вот как можно купить квартиру себе или как торговаться, как побороть стеснительность или еще как найти себя...» А в 10-м и 11-м классах можно услышать и такие высказывания: «В школе нас учат многому, но не все из этого полезно», «На некоторых уроках мы просто тратим время, там нас учат по шаблону и натаскивают на определенный вид заданий, наверное, надо сказать «спасибо» ЕГЭ или конкретным учителям (но не все же такие), не знаю...» Но и с благодарностью к школе и тем учителям, которые «не по шаблону»: «Мы научились находить общий язык с разными людьми, работать в команде, безопасному поведению в разных нестандартных ситуациях», «В школе я получил хорошие базовые знания по многим предметам, это очень полезно, если не для поступления в вуз, то для развития кругозора». Но все-таки не все удовлетворяет наших ребят: «В принципе я могу сказать, что школа вызывает у меня двоякие чувства. Это относится к тому, чему и как нас учат там. Мы проводим в школе большую часть своей жизни - 9-11 лет. Школа - это, конечно, знания, знания, знания... Но бывает скучно и противно. С другой стороны, если бы не школа, ты бы и людей не видел разных... Школа научила меня терпению на пути к цели: без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Так ведь?», «А меня в принципе не особо устраивает российская система образования. Но кто такую, как я, послушает? Я же просто ученица». И еще: «Нужно больше углубленных профилей в каждой школе, чтобы не менять детям школы», «Не надо делить нас на глупых и умных», «А учителя всегда правы и все всегда знают?»
Педагог-психолог, социальный педагог... А что ты делаешь в школе? Пишешь отчеты? До умопомрачения проводишь анкетирование и диагностику, которые потом аккуратно складываешь в папочку и которые по большому счету мало кому понятны, а значит, и мало кому нужны. Где твое место? А может быть, правы те, кто время от времени говорит о том, что школа без нас обойдется? Не хочется доказывать, оправдывая свое существование в образовании. Скажем только одно: наше место здесь. И сегодня рефлексивные технологии социально-педагогической и психолого-педагогической направленности очень затребованы всеми участниками образовательного взаимодействия: детьми, их родителями, нашими коллегами, учителями и воспитателями. Во всяком случае, мы можем это утверждать на примере своей совсем не маленькой школы «Марьина Роща», в которой на всех уровнях образования около пяти тысяч очень разных особых и особенных детей от 2 до 18 лет.
Становление личности человека - это поток. Куда будет направлен вектор его движения,   всегда ли вверх? А если остановка, стагнация или деградация? В этом движении ребенок сталкивается с противоположными явлениями: добро и зло, милосердие и жестокость, толерантность и нетерпимость, правда и ложь. Их можно рассматривать как своего рода неравенства, которые он должен решить, сделать свой выбор в пользу того или иного, опираясь на критерии, которые задает ему взрослый. Что такое хорошо, что - плохо, что - правильно, а что - нет!
Мы много говорим про социализацию. Процесс этот непрерывный и целостный. А педагоги у нас хорошие и разные. Со своими знаниями и опытом, со своим характером и установками... И устают очень, и детей любят по-разному, и домашние дела, и личные проблемы у них есть, и они имеют право на свою собственную (не только совместно со школой) жизнь и на свое мнение о том, как и чему учить детей для будущей самостоятельной жизни.
Опытный учитель-методист проникновенно и очень искренне говорит:
- Каждый день меня учат мои ученики, и я каждый день тревожусь, как же недолго мы можем их оберегать, защищать и учить. Внимательно слежу и постоянно пытаюсь понять их мысли, чувства, вопросы и желания. И ведь так хочется научить их быть счастливыми и успешными без нас потом, в своей жизни.
В самом расцвете творческих сил опытный учитель и руководитель с пониманием сути преобразований и реформ образования, обдумывая и формируя программу развития школы, замечает:
- Школа всегда давала и дает ученикам самое новое, постоянно отбрасывая старое. Если новое поколение будет повторять устарелые понятия, то как мы обеспечим быстрое движение вперед? И без того на передачу эстафеты знания детям уходит так бесконечно много времени. Десятки лет пройдут, пока ребенок станет полноценно образованным, годным к исполнению гигантских дел.
Все ли наши коллеги понимают это? Выходит, что не все. А ведь грамотный и опытный предметник с гордостью и удовлетворением рассказывает, что ему удалось научить детей «понимать, чего хочет учитель», а другой педагог, вроде понимающий, в унисон:
- Учим детей послушанию, исполнению всех заданий без разговоров и вопросов, как сказал учитель.
Что-то не так с нашими коллегами. Надо помочь, наверное, выгорели, устали к концу учебного года. Но все-таки педагогическое большинство неравнодушно и не страдает от неудовлетворенных амбиций и притязаний. Учителя нашей школы не только декларируют, но каждый день на уроке в классе показывают и результатами доказывают: «Учу думать, наблюдать, творить», «Мотивирую самостоятельно добывать знания», «Познавать мир, играя», а еще сама постоянно: «Учусь терпению, пониманию детей», «Хочу понять новое поколение своих учеников, раскрыть их личность, индивидуальность», «Всегда развиваю у детей пытливость и любознательность одновременно с предметными знаниями» - не слова, а ответственный и честный педагогический труд.
Вот и творят педагоги, вовлекая в эту работу и родителей, и детей, и всех неравнодушных людей вокруг. И учится ребенок конструктивным формам поведения, повышается его стрессоустойчивость, развиваются эмоциональный интеллект и способность принимать решения, быть ответственным за сделанный выбор, и уровень культуры взаимоотношений растет из года в год. Только происходит это там и тогда, где педагог не в занудной форме, а в игре, в ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности взрослых и детей учит и воспитывает своих учеников. Многое из того, что мы с ребятами и родителями когда-то сделали впервые, теперь стало традиционным, заняло свое место в распорядке школьных будней и праздников. Вот их названия (может, кому-то из коллег пригодится): совместные проекты детей, родителей, педагогов «Первый раз - в первый класс», «Теперь мы пятиклашки!», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Мое - твое - чужое», «Класс глазами каждого», «Подростковый возраст. Конфликт или взаимодействие?», «Я - они - мы», «Зацеперы: крутизна в обмен на жизнь»; неделя толерантности «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности. Звездная страна» «Я и мои ценности», «Добро тому, кто ценит!»; детские проекты «Я выбираю жизнь!»; выставка мотиваторов «О мир, ты, прекрасен...»; тренинг для обучающихся и родителей «Умей сказать нет!», тренинг для педагогов и родителей «Светить, не сгорая!»; профилактическая программа для детей, педагогов, родителей «Вектор жизни», которая, кстати, стала лауреатом Всероссийского конкурса образовательных программ «Новые технологии для новой школы» в 2017 году, и еще многое другое.
И если все это вместе и с любовью, то тогда мы выпускаем в самостоятельную жизнь человека, позитивно относящегося к себе, людям и миру. Не может учитель быть без эмоций, не может обойтись без пафоса, но лишь бы он был искренним и умным, любящим и открытым навстречу новому, не превратился бы учитель в старого брюзгу, с которым детям скучно и противно. Как хочется верить в то, что у нас вместе все получится, когда слушаешь и наблюдаешь за работой наших замечательных учителей и воспитателей, психологов и социальных педагогов. «Что главное в вашей работе?» - спрашиваю я, а в ответ: «Доброта и внимание к детям!» Содержание нашей работы дает нам сама школьная жизнь с ее задачами и проблемами, конфликтами и противоречиями, вопросами и ответами, уроками и «внеурочкой», экзаменами и каникулами, праздниками и буднями, с разнообразной детской индивидуальностью и взрослой самобытностью. Педагог-психолог, социальный педагог - они здесь и сейчас, они и мотиваторы, и интеграторы, и адвокаты, и провокаторы, и успокоители, и возбудители. Они рядом с теми, кому трудно, кто делает выбор, кто только начинает и кто уже заканчивает, кто отвечает и кто слушает, кто не слышит и не понимает, кто сдает и кто принимает, не успевает, догоняет и кто в лидерах. В общем и целом все определено в профессиональном стандарте и должностной инструкции. Но самое главное, на наш взгляд, это то, что мы все можем и должны дать детям для жизни сейчас в школе, таким и будет наш профессиональный вклад в будущее.

Ольга БУЛАНОВА, руководитель отдела социализации и психолого-педагогического сопровождения школы «Марьина Роща», кандидат психологических наук