​Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
 Адольф Дистервег

Несомненно, школа призвана давать знания, но главное ее предназначение - готовить ребенка  к жизни. Какие умения и навыки должны быть сформированы у современного школьника, для того чтобы он был успешным в жизни?
Прежде всего способность работать с информацией, а это значит умение вычленять из ее мощного потока главное, отсеивая ненужное. Способность понимать смыслы - это умение, важное не только для того, чтобы грамотно интерпретировать информацию, но и для того, чтобы успешно взаимодействовать с людьми. Способность мыслить проективно - это значит уметь ставить цели, задачи и планировать процесс от начала до финального этапа, организовывать ресурсы для достижения определенного результата. Владеть навыками межличностных отношений и совместной деятельности - уметь управлять и работать в команде, принимать различные роли и брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения. Эти умения и навыки могут быть сформированы только через активные способы деятельности. Именно поэтому проектная деятельность является неотъемлемой частью современного учебно-воспитательного процесса, она включает эффективные механизмы добывания опыта и знаний, приучает ребят к самостоятельности в решении познавательных и практических задач.
Убеждена, что вовлекать ребят в проектную деятельность надо с дошкольного возраста: дети по природе своей исследователи, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. А дальше через мини-проекты, групповые проекты - к индивидуальному проекту старшеклассника, который он выполняет под руководством опытного педагога или преподавателя вуза.И, возможно, этот проект в дальнейшем ляжет в основу его серьезной исследовательской работы.
Уверена, что необходимо  вовлекать как можно больше учащихся в олимпиадное движение. Участвуя в олимпиадах, ребенок не только углубляет знания, расширяет кругозор, но и учится соревноваться и побеждать! И родители, и мы, педагоги, хотим, чтобы наши дети были успешными, достигали своих целей, жили гармоничной, комфортной, полноценной жизнью.А для этого важно, чтобы ребенок, окончив школу,  выбрал ту профессию, которая бы не только обеспечивала определенный уровень жизни, но и была бы его любимым делом, приносила ему удовлетворение. А как правильно определиться с его будущей профессией?
Мне вспоминается притча притч о дороге к счастью. Пять человек взяли у мудреца карту счастья и пошли в путь искать счастье. Один устал и вернулся назад. Второй не поверил в маршрут и тоже возвратился. Третий не рассчитал свои силы и сошел с пути. Четвертый дошел до цели, но ничего не видел на пути к счастью. Пятый видел и цель, и путь. Он-то и оказался самым счастливым.
Помочь ребенку выбрать этот путь, стать успешным  - наша задача. Мы должны подготовить ребенка к жизни, помочь ему реализоваться в разных направлениях, для того чтобы он смог понять, какое занятие ему по душе, какую работу он выберет в будущем. На уроках ученик получает знания, определяется, какой предмет ему больше нравится, пробует себя. А дополнительное образование помогает расширить, углубить знания по предметам, попробовать себя в разных направлениях, проявить себя более творчески, свободно, раскрыть свои таланты. Несомненно, общее  и дополнительное образование должны выступать как взаимодополняющие друг друга компоненты. Рамки такого взаимодействия должны расширяться. Именно такое предназначение у московского мегапроекта «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Это и  предпрофессиональные профильные классы (инженерные, медицинские, кадетские), и тематические субботы (университетские, инженерные, правовой грамотности). Это и возможность осуществить профессиональные пробы в рамках проектов «Юные мастера» и «Профессиональное обучение без границ», JuniorSkills, WorldSkills.
Современный человек должен быть социально ответственным, то есть думать не только о себе, но и об окружающих, осознавать всю  полноту требований, предъявляемых к нему обществом, государством, окружающими. И не только осознавать, но и выполнять эти требования. Конечно, формирование социально значимых качеств личности происходит в течение всей жизни, но прежде всего школа должна создать среду для успешной социально значимой реализации личности.Это возможно через организацию работы ученического  самоуправления, через участие в социальных проектах, через музейную педагогику. Большую роль в формировании ответственности, сопричастности  и толерантности играет волонтерская деятельность,  помощь детским домам, забота о ветеранах, о людях преклонного возраста. Все это помогает сформировать ценности, которые присущи  современному цивилизованному обществу, - ответственность, равноправие, признание других равными себе, сохранение своей идентичности при готовности принять идентичность других.
«Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться», - писал социолог и футуролог Алвин Тоффлер. Именно таким и должен быть выпускник современной школы - человеком, способным к постоянному саморазвитию, умеющим самостоятельно добывать знания, гибко реагировать на изменения, открытым к новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
И если мы считаем, что миссия школы заключается в том, что она должна готовить детей к выходу в жизнь с учетом запросов общества, то  правильно будет говорить не чему учит школа, а чему учатся в школе.
Мне кажется, что вектор образования должен быть сориентирован именно в этом направлении.

Алла ЮРОВА,
директор многопрофильной школы №1577, заслуженный учитель РФ, заместитель председателя 5-го межрайонного совета директоров СВАО Москвы, депутат Совета депутатов муниципального округа Ярославский четвертого созыва