Есть различные модели и педагогические инициативы (Всероссийская олимпиада учащихся, конкурс социальных проектов учащихся «Я - гражданин России», Межрегиональная школа гражданского образования и др.). Созданы разнообразные учебные пособия, дидактические материалы. Существует поддержка средствами массовой информации («Граждановедение», «Основы государства и права», «Преподавание истории в школе» и др.).

Накоплен опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский совет, СИВИТАС, Культур-Контакт, Ситизеншип фаундейшн, Матра, SLO и др.). Оформилось профессиональное сообщество педагогов, занимающихся вопросами гражданского образования (Ассоциация «За гражданское образование», Российский центр гражданского образования, Ассоциация демократических школ, Молодежный центр по правам человека, Московская школа прав человека, Российский фонд правовых реформ, Фонд парламентаризма, Общество «Знание», Институт проблем гражданского общества, Движение общественно активных школ и др.).

Отмечается недостаточный уровень политической и правовой культуры населения Российской Федерации - обеспечения прав человека и основных свобод; развития механизмов реализации деклараций государственной образовательной политики в массовую практику образовательных учреждений и социальных институтов; подготовки работников образования и социальной сферы для реализации программ гражданского образования; развития программ гражданского образования в системе профессионального образования; распространения в широкую практику имеющегося лучшего опыта.

В России отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых. Отсутствует единство в отношении ценностных оснований данного вида образования.

Преобладает знаниевый подход, вербально-репродуктивная форма обучения. Отсутствуют возможности самоорганизации, социального действия подростков, ценностные утверждения предлагаются в декларативной форме. Все это становится серьезным препятствием для реализации на практике целей образовательной политики. К основной проблеме можно отнести отсутствие реальных механизмов претворения в жизнь положений национальной образовательной политики.

Учитывая потенциал гражданского образования, его роль в решении задачи «готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их», в настоящее время возникла необходимость скорейшего преодоления сложившейся ситуации, формирования условий повышения эффективности образовательной деятельности в данном сфере.

Гражданское (гражданско-правовое, демократическое, политическое) образование является сегодня важным направлением развития образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями. ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы с 90-х гг. XX века активно стимулируется деятельность государств-членов по его широкому внедрению в массовую практику.

Необходимость выполнения Россией международных обязательств в этой сфере также можно охарактеризовать как одно из условий развития государственной образовательной политики в отношении гражданского образования.

В документах международных организаций подчеркивается необходимость включения гражданского - демократического образования в стратегию национального развития. Сделать его приоритетным в программах финансирования. Направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм, верховенство закона). Содействовать развитию непрерывного образования. Предоставлять возможность детям, молодежи и взрослым в процессе обучения использовать свои права и обязанности в качестве самостоятельных граждан. Использовать гражданское образование в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессивным национализмом и религиозной нетерпимостью. Продвигать международное/паневропейское сотрудничество и глобальную перспективу гражданского образования.

Советом Европы выработаны для государств-членов следующие руководящие принципы задач, содержания и методов образования для политики и реформ в области демократической гражданственности:

- образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, должно лежать в основе образовательных реформ и реализации образовательной политики;

- образование, направленное на воспитание демократической гражданственности должно стать инновационным фактором с точки зрения организации и управления системами образования в целом, а также учебных планов и методов обучения...

На основе многолетнего опыта реализации проекта «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» (EDC), Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом демократической гражданственности через образование.

Цель Года - содействовать осознанию людьми, что гражданственность - не только юридическое и политическое, но и всеобъемлющее понятие. С одной стороны, она подразумевает, что все люди должны в полной мере пользоваться правами человека и ощущать свою защищенность со стороны, с другой, это означает, что каждый должен участвовать в жизни общества и действовать как активный и ответственный гражданин.

Основная задача Года состоит в том, чтобы соединить политику и практику в интересах создания и развития жизнеспособных программ по образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности и образование в области прав человека. В этих рамках должны быть реализованы следующие задачи:

повысить роль образования, формального и неформального, в развитии демократической гражданственности, межкультурного понимания, уважения к инакомыслию и правам человека;

усилить приверженность государств-членов Совета Европы к развитию образования, направленного на воспитание демократической гражданственности как приоритетного направления образовательной политики, проведению долгосрочных реформ на всех уровнях образования в данной сфере;

предоставить государствам-членам рамки действий и инструменты, способствующие отражению роли образования в развитии демократической гражданственности и обеспечении прав человека в целях решения конкретных социальных проблем, стимулирования участия молодежи и социального включения;

содействовать развитию инициативы и партнерства, обеспечивающих доступ к лучшей практике и обмену знаниями внутри Совета Европы, в государствах-членах и между ними, а также с другими участниками и организациями в мире, поощрять сетевое взаимодействие в интересах развития образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и образование в области прав человека.

Политической платформой для деятельности Совета Европы в данной сфере являются Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на правах и ответственности граждан (принята Комитетом министров в Будапеште 7 мая 1999 г.), Резолюция о результатах и заключениях по завершенным проектам среднесрочной программы 1997-2000 гг., принятая европейскими министрами образования на своей XX сессии Постоянной конференции (Краков, 15-17 октября 2000 г.).

Европейский год гражданственности через образование будет проходить в контексте двух главных событий:

- 50-я годовщина Европейской культурной конвенции (декабрь 2004 - май 2005 гг.);

- Третья встреча глав государств и правительств Совета Европы (Варшава 16-17 мая 2005 г.).

Ключевыми вопросами, которым будет уделено особое внимание в 2005 году, определены:

1) Как соединить политику и практику образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и образования в области прав человека?

2) Как обучение демократии может внести вклад в решение социальных проблем и развитие социального единства?

Хочется выразить надежду, что решение о проведении Европейского года демократической гражданственности через образование станет важным фактором, влияющим на отношение к гражданскому образованию, государственной власти, общественности, педагогического сообщества, способствуя тем самым ее развитию в России.

Российская Федерация, как и другие государства-члены Совета Европы должны отреагировать на данную инициативу, в частности - в сжатые сроки разработать и затем реализовать национальный план действий в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности.

Достаточно долгое время национальным координатором проекта Совета Европы «Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности» Т.Болотиной, Российским центром гражданского образования, партнерством «Сивитас-Россия», Ассоциацией «За гражданское образование», Экспертным советом по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, другими организациями осуществляется подготовка предложений по развитию образовательной политики в области гражданского образования в России. Среди результатов этой работы - проект концепции гражданского образования в Российской Федерации, участие в подготовке письма Министерства образования и науки РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

С декабря 2003 г. начата подготовка проекта Национального плана действий в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности. Итогом обсуждения на семинаре «Реализация политики гражданского образования в 2005 году и далее». Проведенном 25-27.11.2004 г. в г.Москве, стала выработка предложений о включении в Национальный план действий в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, следующих мероприятий:

разработка и утверждение государственной программы «Гражданское образование населения РФ на 2006-2010 годы»;

проведение стартовой конференции «Европейский год гражданственности через образование»;

подготовка рекомендаций для субъектов РФ по проведению мероприятий в рамах Года;

организация и проведение обучающих семинаров и тренингов, курсов повышения квалификации для работников образования;

разработка методических пособий и дидактических материалов для образовательных учреждений всех типов и видов;

проведение Международного форума «Обучение гражданственности через образование»;

проведение Всероссийских акций: «Я - гражданин России», «Всероссийский детский правовой марафон», Детский гражданский форум во Всероссийском детском центре «Орленок». Всероссийских конкурсов: «II Всероссийского конкурса моделей программ ученического самоуправления», «Всероссийского конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI».

Основой (политической, организационной, ресурсной и проч.), призванной решить актуальные проблемы и обеспечить новое качество гражданского образования в России, является государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 годы». Принятие ее представляется логичным и закономерным именно в Год демократической гражданственности через образование.

Петр СИМОНЕНКО, заместитель директора Калужского института туристского бизнеса, исполнительный директор АНО «Калужский открытый университет»