«Урок в музее» - это отдельное занятие или цикл занятий в одном из московских музеев в рамках изучения определенного предмета школьной программы. Он строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого изучения предмета.
Проект создан, чтобы дополнить и разнообразить учебную программу, показать ученикам практическое применение школьных предметов, а также приобщить школьников к посещению музеев и учреждений культуры. Для музеев же это возможность не просто привлечь новых гостей, но и вырастить постоянных и лояльных посетителей. Сегодня учитель так организует учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, включает в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях. Таким образом, школа и музей получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей для достижения синергетического эффекта.
Урок в музее обеспечивает объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он напрямую связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает творческие, исследовательские задания, выходящие за рамки этой программы.
Специалисты московского Городского методического центра создали педагогический конструктор, который в структурной модельной форме дает учителю определенный модуль для построения музейного урока своими силами. Музейные уроки со школьниками проводятся как учителями школы, так и сотрудниками музеев. Они уникальны, носят яркий, эмоциональный характер, являются источником для формирования собственного инновационного творческого багажа учителя.
Оригинальные и действительно междисциплинарные программы подготовил Мемориальный музей космонавтики. Он предлагает ученикам 8-9-х классов изучать свойства треугольников по «Геометрии неба». Школьникам предстоит разобрать задачи древнегреческого математика и философа Аристарха Самосского, используя знания свойств треугольников, решить практические задачи, с которыми сталкиваются настоящие космонавты и астрономы: определить размер Луны по ее тени, рассчитать расстояние до стыковочного модуля, определить координаты места посадки.
Ученикам 9-10-х классов музей предлагает закрепить и углубить знания, полученные на уроках физики. Школьники смогут повторить понятие импульса тела, научиться применять закон сохранения импульса при решении задач, узнать историю создания первой ракеты-носителя и на экспозиции музея увидеть принципиальное отличие ракеты С.П.Королева от ракеты К.Э.Циолковского. Для учащихся начальных классов Музей космонавтики подготовил урок «Космос далекий и близкий», на котором дети ознакомятся со строением Солнечной системы, научатся отличать звезды от планет и узнают об освоении космического пространства человечеством.

Варвара РАЗГОВОРОВА, методист школы №293;
Татьяна МАЛКИНА, учитель физики школы №293;
Вера ЕФРЕМОВА, учитель английского языка школы №293;
Людмила МАТВЕЕВА, учитель математики школы №293