…Умеет задавать вопросы и слушать
Коммуникативные умения очень важны для педагога. Хороший педагог не станет задавать ученикам вопросы, на которые не требуются ответы. Например: «Иванов, почему ты сидишь под партой?» Детям также нельзя задавать очень трудные или формальные вопросы.
Вопросы учителя должны вызывать интерес у большинства учеников класса. В ходе занятия педагог может неоднократно использовать наводящие вопросы, которые помогут обучающимся самостоятельно открыть новые знания и продвигаться по дороге к новым знаниям. Обучающиеся должны пытаться ответить на каждый вопрос учителя, иногда эти ответы могут быть мысленными.
Хорошие ученики будут сами задавать вопросы своему учителю. А где они этому научатся? Ответ очевиден: у своего учителя.

…Знает, что ученики - тоже люди
Толковый педагог не станет унижать своих воспитанников, применять по отношению к ним физические наказания, издеваться над ними, ругать их. Хороший педагог не станет делить класс на слои и настраивать одних учеников против других. Хороший учитель будет адекватно относиться к тем детям, которые не любят по каким-то причинам его предмет. Настоящий педагог сможет дать отпор тем обучающимся, которые пытаются противостоять учителю или издеваются над ним. Если педагог увидит в своем ученике врага, он не станет с ним бороться, отвечая грубостью и унижением.

…Использует свой темперамент на пользу дела
Учителя встречаются разные, они могут быть неприступными «скалами» со стальными нервами и леденящим взглядом, пожилыми дамами с добрейшим сердцем, молодыми застенчивыми девушками, рассеянными и несобранными профессорами, энергичными массовиками-затейниками и так далее.
Каким бы ни был педагог, он должен чувствовать себя на своем месте. Учитель должен образовать вокруг себя свой мир, в котором он будет смотреться уместно и вполне естественно, в этом мире психофизические особенности педагога должны работать на него. Если педагог сможет создать вокруг себя определенный мир, то дети, приходя к нему, станут настраиваться на его атмосферу и будут на одной волне с таким педагогом. Дети успокаиваются, но при этом не тормозятся в процессе обучения, учитель может шутить и смешить ребят, но это стимул к концентрации внимания и лучшему усвоению материала. Бурные споры способствуют поиску новой информации.
Если педагог сможет правильно использовать особенности своего характера, то он впишется в работу и сможет достичь отличных успехов. Такие учителя обычно весьма реалистичны, понимают, что происходит вокруг.

…Честен и благороден
Дети очень чувствительны, они легко могут «прочитать» эмоции своего учителя, понять, когда он их обманывает. В современном мире трудно оставаться честным и благородным человеком, но все же возможно. Если дети почувствуют, что педагог с ними честен, они будут относиться к нему по-другому.

…С широким кругом интересов
Хороший педагог никогда не станет зацикливаться на своей работе и жить только школой. Учитель может быть преподавателем вуза, любителем современного искусства. Хороший педагог - разносторонне развитая личность, которая интересуется тем, что происходит в мире, читает книги (не только по специальности). Есть педагоги, живущие только школой, но помимо преподавания предметов они ведут разнообразную работу - организуют театральный или художественный кружок, походы, школьные пресс-центры и так далее.

…С чувством юмора
Учитель не должен «прогибаться» перед своими учениками, травить анекдоты или балагурить. Юмор - это умение управлять ситуацией. Учитель должен уметь находить выход из любой, даже самой сложной ситуации, иногда это можно сделать с помощью шутки.

…Взрослый человек
По возрасту учитель может быть молод, но он должен быть созревшим взрослым человеком. Хороший педагог, даже если разница в возрасте с детьми незначительна, будет вести себя по-взрослому.
Взрослому человеку под силу справиться с любой ситуацией. Что бы ни происходило вокруг, он способен контролировать свои эмоции и никогда не пойдет на поводу у детей. У такого учителя в классе нет неформальных лидеров, единственный лидер - сам педагог.

…Понимает, что передача знаний и эмоций происходит одновременно
Вне зависимости от того, какой предмет ведет учитель, он является источником новых знаний для ребенка. Ученику не интересно бессмысленно зазубривать материал. Хороший учитель любит свой предмет и может передать любовь к предмету и своим ученикам. Полюбив предмет, дети начнут с удовольствием его изучать.
Влюбить в свой предмет абсолютно всех очень сложно, но заинтересовать детей можно. Осознав, что учитель хороший, школьники с удовольствием начинают его слушать и, как следствие, лучше усваивают материал.

…Способен выжить в современной школе
Работать учителем весьма непросто. С одной стороны - проведение уроков и внеклассных мероприятий, проверка тетрадей, различная работа с детьми и родителями. С другой - постоянные отчеты для руководства, огромная куча бумажной работы и низкая заработная плата. Хороший педагог, с какими бы трудностями он ни столкнулся, не будет отчаиваться и опускать руки. В каких бы условиях ни оказался учитель, он всегда будет пытаться найти крупицу хорошего и растить ее дальше.

…Не выгорает
Порой учителя могут испытывать апатию или усталость, чувствовать эмоциональное опустошение. Если педагог не может побороть подобное состояние, то он перейдет в следующую стадию, на которой все дети ему покажутся бездарями и врагами.
Избавиться от эмоционального выгорания поможет жизнь вне школы. Именно за стенами школы педагог заряжается новыми эмоциями и борется с депрессивным состоянием.

…Продолжает учиться
Каждый учитель-предметник является отличным специалистом именно в своей предметной области. Хороший учитель понимает, что нельзя быть ограниченным, необходимо развиваться и расширять свой кругозор. Педагог осознает, что многого еще не знает, и идет за этими новыми знаниями вместе со своими учениками.
Хорошие педагоги - активные педагоги. У учителя всегда должен быть стимул развиваться дальше, идти вперед по карьерной лестнице. Не стоит ограничиваться только проведением уроков, необходимо творчески подходить к своей профессии и активно участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства, выступать на заседаниях методических объединений, принимать участие в конференциях. Не стоит забывать про курсы повышения квалификации, обучение в магистратуре и аспирантуре.

…Не судит школьными категориями
Хороший педагог отлично понимает, что все дети разные: есть те, кто любит школу и учебу, а есть и те, кто не любит школу, и на это есть множество различных причин.
Хороший учитель может отличить хаос от рабочего беспорядка, шум от рабочего гула. Учитель не станет придираться к детям по мелочам.

Подводя итог, можно сказать, что хороший учитель - это разносторонне развитая личность, человек, идущий в ногу со временем, стремящийся к саморазвитию и совершенствованию.

Елена ИЛЬИНА, учитель физики и математики кондровской средней школы №4
Калужская область