И в этом нет ничего удивительного - устав ждать от взрослых чуда, поняв, что мы не можем произвести ничего реального, кроме громких и красивых слов, почти разуверившись в нас, дети берутся за дело сами. Оказывается, им под силу почти все: они строят спортивные площадки и парки, восстанавливают разрушенные временем и нашей халатностью памятники, прокладывают новые маршруты пригородного транспорта, очищают загубленные родники и реки, создают центры занятости, помогают слабым и обездоленным...

Все эти «чудеса» происходят, конечно, при поддержке взрослых неравнодушных людей - педагогов, реализующих в практике образования идеи Всероссийской акции «Я - гражданин России».

Как не дать подрастающим детям опуститься, отчаяться и махнуть на все рукой? Как научить их не плыть по мутным волнам обстоятельств, а сознательно строить жизнь, постепенно подчиняя себе и изменяя эти обстоятельства? Как вдохновить на то, чтобы вкладывали труд и талант в свое будущее, в будущее своего города, своей страны? Как воспитать их гражданами? Над этой задачей задумываются и в каждой семье, и в каждой школе. Имеет ли решение эта задача?

Да, если детям вместо нравоучений и демагогических «бесед» предложить попытаться самим изменить что-то в этом мире к лучшему.

Не верят? Боятся в очередной раз быть обманутыми, вновь столкнуться с искусственной имитацией живой жизни? Что ж, мы сами виноваты. К сожалению, у наших детей накоплен горький опыт общения с нами... Но на этот раз, хочется верить, мы предлагаем им действительно что-то стоящее.

Любой учитель знает, что подростки - самая проблемная возрастная группа. С отчаянным максимализмом и бескомпромиссностью, доходящей до упрямства, они стремятся доказать свою значимость и самодостаточность.

Традиционные способы обучения при этом становятся неэффективными и могут надолго отбить охоту к учебе. Значит, ребятам нужно предложить способ деятельности, в котором минусы подросткового возраста обратятся в достоинства. Наиболее эффективными, на наш взгляд, в этом случае оказываются методика и технология социально-образовательного проекта «Гражданин», разработчиками которого явились ученые калифорнийского Центра гражданского образования, а «пионерами» его внедрения в опыт российского образования - Самарский региональный Центр гражданского образования. Принцип метода в том, что группа подростков планирует и осуществляет какую-то конкретную акцию, будь то озеленение родного поселка, помощь детскому дому или открытие в селе службы «Скорой помощи».

В процессе создания проектов ребята учатся работать в группах, договариваться, идти на компромисс, брать на себя ответственность, строить деятельность от идеи до реализации и рефлексии, находя применение своим способностям. Проект непременно требует изучить структуру социального объекта, с которым предстоит работать, обращаться к официальным лицам вне или внутри школы, договариваться о транспорте, если необходима поездка, изыскивать деньги. Не каждый взрослый справится с тем, что ребята делают сами.

Конечно, у каждого проекта есть координатор, чаще всего это учитель, который может в случае необходимости проконсультировать, обсудить возникающие проблемы и эффективность планируемых действий. При этом он не руководит, а работает как равный участник проекта, просто у него более весомый статус в социуме, и если руководитель какой-то организации не воспримет всерьез одиннадцатилетнего подростка, то переговоры берет на себя учитель. Это, пожалуй, самое трудное: точно определить момент, когда необходима педагогическая поддержка, постоянно чувствовать максимальный уровень самостоятельности ребенка, чтобы не перехватывать инициативу, но и не дать угаснуть интересу.

Но вот беда: нет такого вуза или института повышения квалификации, где учили бы ремеслу... нет, пожалуй, даже искусству учителя-координатора проекта. Педагог, владеющий им, всегда в той или иной степени самоучка. Учитель нащупывает верные шаги, осваивает мастерство почти всегда ценой проб и ошибок: сколько может (должен) продолжаться проект, как формируются группы, сколько в них должно быть человек для эффективной работы... Вопросы перед учителем встают постоянно. Увы, бывает и так, что, если ошибок и неудач слишком много, и у ребят, и у учителя могут опуститься руки.

Конечно, наработаны уже технологические и методические приемы, но пытаться выучить их только теоретически бесполезно. Проектную деятельность невозможно заранее подробно распланировать, ибо в результате проекта, по определению, возникает оригинальный, доселе невиданный продукт (если вы несколько раз повторяете хорошо удавшееся мероприятие, это может быть замечательная традиция, но не проект). Поэтому и весь путь к достижению результата в большой степени непредсказуем, уникален.

Научиться быть координатором можно только «на своей шкуре», испытав то, что предстоит преодолеть твоим подопечным. Учителя в этом случае - как и их неугомонные ученики-подростки - постигают все премудрости проектной деятельности лучше всего в практике. А потому единственной эффективной методикой подготовки будущих координаторов проектов является тренинг.

Первый в Воронеже подобный тренинг прошел недавно в средней общеобразовательной школе №5, которая с 2004 года является областной экспериментальной площадкой по проблеме теоретической разработки, экспериментальной апробации и практической реализации системы гражданского образования на основе концепции воспитательной деятельности школы «Хочу быть услышанным». Выбор школы для проведения тренинга не был случайным. Деятельность известной в городе пятой школы на протяжении уже ряда лет направлена на повышение качества образования именно через развитие активности и самостоятельности школьников.

Но в день тренинга «активными» и «самостоятельными» пришлось быть самим учителям. На время молодым педагогам и солидным мэтрам пришлось забыть о возрасте и социальном положении (даже житейские проблемы, как признавались позже участники ролевой игры, ушли на задний план), превратиться в восьми-десятиклассников и с завидной подростковой энергией выбирать проблему, доказывать ее актуальность, собирать информацию, выстраивать собственную программу реализации задуманного проекта, оформлять стенд и папку-портфолио. И все это за неполных три часа. А ведь получилось!

Сторонний человек был бы, наверное, крайне озадачен тем, что он увидел бы в школе: еще час назад солидные взрослые люди азартно доказывают что-то друг другу, перемещаются из группы в группу, чтобы провести социологический опрос, заручиться поддержкой законодательной базы, получить разрешение администрации или собрать информацию в СМИ. В школе при отсутствии в ней детей стоит какой-то несолидный шум, у всех горят глаза, каждый участник «проекта» болеет за общее дело, каждой команде хочется победить в импровизированном «конкурсе». В процессе бурной работы возникают какие-то новые отношения между участниками групп, до этого много лет проработавшими в одной школе.

И вот настает вожделенный миг - защита проектов (по тематике - от благоустройства школьной спортивной площадки до возрождения городского парка «Динамо»). Жюри строго следит за четким выполнением всех шагов технологии реализации проекта, но победителями все-таки решает назвать всех. Однако директор школы Надежда Золотарева не может остаться равнодушной и своим директорским призом отмечает самую активную команду - авторов проекта «В здоровом теле - здоровый дух». Ликование такое, будто победители получили солидный диплом престижного конкурса.

Тренинг объединил всех и дал возможность открыть в себе нерастраченные силы. Получила еще одно доказательство непреложная истина: в хорошей школе обязательно есть увлекательная всеобщая идея, постоянная готовность всего «школьного народа» к восприятию нового, неизведанного, значимого, постоянный совместный поиск.

«Мы можем!» - поверили педагоги. «Мы можем!» - все еще верят наши дети. Пусть их вера не будет напрасной. Если не они, то кто же?

Галина РОСЛЯКОВА, директор Центра гражданского и патриотического воспитания