В феврале на базе Кантемировского лицея был проведен семинар-тренинг «Проект «Гражданин» как эффективное средство формирования гражданских компетенций школьников». Здесь собралось более 80 педагогических работников района. Юные кантемировцы с 2001 года ежегодно активно участвуют в областном конкурсе «Гражданин воронежского края - гражданин России». В 2001 и 2003 гг. три проекта учащихся Новомарковской, Митрофановской, кантемировской школы №2 отмечены дипломами 2-й и 3-й степени, в 2002 и 2004(?) гг. Проекты «Экологические проблемы родного края» Митрофановской школы и «Пусть зазвонят колокола» Зайцевской стали участниками финалов Всероссийской акции «Я - гражданин России».

Достижения учащихся в этой области гражданского образования имеют определенную взаимосвязь с многолетним опытом организации работы в социально-педагогических комплексах Кантемировского района, обобщенным в 2001 году Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования в книге В.Васильева и Л.Головиной «Кантемировская модель воспитания» и в 2003 г. - Институтом педагогики социальной работы Российской академии образования в пособии серии «Модернизация образования и социальное развитие села. Региональный опыт» И.Раздымалина, В.Васильева, Л.Головиной «Сельский социум: организация и функционирование социально-педагогических комплексов».

Кантемировская модель взаимодействия учреждений социальной сферы, органов исполнительной власти, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, родительских, молодежных, ветеранских и других общественных объединений в воспитании детей позволила создать благоприятную среду для адаптации и развития проекта «Гражданин» в районе, в котором за четыре года приняли участие более трехсот педагогов и учащихся.

Сегодня актуальность проекта «Гражданин» по воспитанию людей с активной гражданской позицией, знающих и уважающих закон, умеющих принимать грамотные профессиональные решения, признана несомненной. В процессе развития российской системы образования и воспитания социальное проектирование стало ее неотъемлемой частью. Технология данного проекта в 2005 году получила свое дальнейшее развитие в Кантемировском районе в рамках семинара-тренинга «Проект «Гражданин» как эффективное средство формирования гражданских компетенций школьников». Основные цели его заключались в объяснении методики проекта различным категориям педагогов и учащихся и подготовке учителей к ведению связанных с ним занятий. Слушатели в рамках мальтимедийной презентации познакомились в целом с программой «К демократическим ценностям - через гражданское образование» и региональным планом по его реализации. Координацию деятельности образовательных учреждений области в данном направлении осуществляет директор Воронежского центра гражданского и патриотического воспитания Галина Рослякова. Рассмотрены: целевая направленность проекта, его актуальность, история развития в России, методы его создания и реализации.

Была представлена информация об областных конкурсах проектов акции «Гражданин воронежского края - гражданин России» и финалах Всероссийской акции «Я - гражданин России» в 2001-2004 гг. Состоялся просмотр учебного видеофильма «Проект «Гражданин»: ступени социальной зрелости молодежи», видеофильма «Недетские игры» - работа команды финалистов Самарского областного конкурса социальных проектов школьников 2004 г. и презентация мультимедиадиска «Проект «Гражданин: от Самары по России», предоставленные Самарским региональным Центром гражданского образования.

Особый интерес вызвали материалы из опыта педагогов Кантемировского района по разработке социального проекта «Пусть зазвонят колокола» (победителя областного конкурса «Гражданин воронежского края - гражданин России» и участника Всероссийской акции «Я - гражданин России» в 2004 г.) и презентация проекта «Память потомков» команды Кантемировского лицея - финалиста районного конкурса социальных проектов «Гражданин» 2005 года.

В рамках семинара проведен технологический разбор отдельных стадий социально-образовательного проекта «Гражданин». В его проведении участвовали педагоги, имеющие специальную подготовку по социальному проектированию (Е.Гетманская, учитель Зайцевской СОШ, семинар-тренинг в ВДЦ «Орленок», 2004 г. В.Калюжная, заместитель директора Кантемировского лицея, семинар-тренинг в г.Воронеже, 2004 год) или опыт участия в областном и финальном этапах Всероссийской акции «Я - гражданин России» (Н.Коротун, учитель Митрофановской СОШ, консультант команды учащихся, участников финала Всероссийской акции «Я - гражданин России» в 2002 г. Е.Шестопалова, директор Кантемировской СОШ, консультант команды учащихся, победителя областного конкурса «Гражданин воронежского края - гражданин России» (2-е место) в 2003 г.).

На практическом занятии учителя, распределившись по четырем группам, с участием тренеров работали с портфолио социальных проектов районного конкурса проектов акции «Гражданин воронежского края - гражданин России». Они разработали и защитили собственные варианты социальных проектов. При подведении итогов и оценивании семинара педагогам была предложена дискуссия о гражданском участии в современном обществе, о возможностях результативности проекта «Гражданин» в образовательных учреждениях, в социуме, которая подтвердила значимость данной деятельности.

В конце семинара-тренинга было принято решение о дальнейшем развитии проекта «Гражданин» в системе образования и воспитания Кантемировского района, использовании технологии проекта по гражданскому образованию учащихся во всех образовательных учреждениях района на уроках окружающего мира «Человек, природа, общество» в начальных классах, обществознания в 6-11-х классах, факультативах, классных часах, занятиях объединений дополнительного образования, а также в рамках деятельности детских и молодежных общественных организаций.

Юрий ГОРБАНЕВ, главный специалист отдела по образованию администрации Кантемировского района, Воронежской области