Не могу согласиться, что именно сейчас отмечается катастрофический спад читательского интереса среди школьников, будто бы компьютеры вытеснили книгу. Помнится мне, в одном из писем А.С.Пушкин сетовал на то, что столичные барышни совсем потеряли интерес к чтению и литературе, а вот уездные барышни - это мечта поэта. То есть проблема вовсе не новая и не принадлежит именно современному поколению школьников. Более того, невиданный интерес к литераторам и поэзии, который наблюдался в период расцвета Серебряного века, когда Маяковский читал на площадях и собирал неимоверное количество слушателей, отмечается как явление ненормальное.
Так же из века в век представители старшего поколения обвиняли молодежь: «Мы были не такими». По этому поводу позволю привести довольно длинный отрывок В.Солоухина: «В английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался вопрос молодежи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодежи. Вот они, эти высказывания:
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна.
Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.
Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о безнадежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470-339 год до нашей эры), второе - Гесиоду (720 год до нашей эры), третье - египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в Вавилоне, а возраст горшка - 3000 лет».
Однажды, являясь слушателем курсов повышения квалификации «Современный урок русского языка», я сделала вывод, что все передовые современные методы обучения направлены не просто на мотивированного ученика, а на ученика с высокой мотивацией, и практически нет разработок по работе с учениками с низкой мотивацией. А таких учеников в любой общеобразовательной школе всегда было больше.
Отношение к литературе как школьному предмету такое же, как и к географии: если не имеет отношение к государственной аттестации, значит, заниматься литературой не будем.
Что же делать? Ответ появился как-то сам собой, когда в школах было предложено провести мероприятия, связанные с темой «Приглашение к чтению. Литература конца XX - начала XXI века».
Мы решили пригласить в класс «живого» писателя. После того как дети еще полгода цитировали приглашенного автора, появилась смутная надежда, что не все потеряно, не так уж все плохо, раз уж обратили дети внимание на современную литературу, о которой практически ничего не знают, то необходимо их с ней знакомить.
О том, что литература как особый вид искусства играет важную роль в формировании человека, заполняет духовную нишу, отвечает на внутренние запросы личности, формирует индивида, написано много. Дело за малым - привлечь юного читателя, который в большинстве ногами-руками отбивается от книги.
Однажды на урок мы пригласили поэта Игоря Федорова. Его называют поэтом спальных районов. Волновались мы, волновался поэт, не волновались только наши дети - слушали во все уши, смотрели во все глаза, запоминали тут же на слух, а затем полгода цитировали. Поэт, читает в классе, можно потрогать руками, да и стихи совсем «свои».
«Вот оно, то самое, что вернет культуру книги», - подумалось тогда. Надо больше их - живых писателей. А еще и интервью можно взять. Да и сами наши дети - поэты и прозаики. У нас возникла идея создания школьного альманаха «Бронзовый век».
Во вступительном слове я написала: «Название нашего журнала появилось вовсе не случайно. Литературу XIX века вознесли такие гении, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов. Их время по праву считается золотым веком русской литературы. XX век прославили «мятежные, богоищущие, бредившие красотой» поэты Серебряного века. Н.А.Оцуп отметил: «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые...» Наступил XXI век. Человеческая природа не изменилась - а значит, пора открывать славный бронзовый век. Кому-то покажется смело и дерзко, но мы уверены, что он состоится, и откроют его имена наших учеников...»  
Комментируют работы школьников приглашенные писатели. За год количество авторов увеличилось примерно с 20 до 60 участников, каждый стремится стать лучшим поэтом или лучшим автором «бронзового века». Как следствие: с детьми очень просто говорить о современной литературе, ведь они и сами участники современного литературного процесса, и, что самое удивительное, становится проще работать по школьной программе. Получается такое хронологически непоследовательное знакомство и изучение литературы.  
Газета «Две четверти» была создана не для ученика, а под ученика. Мы не просим писать ребят для определенной рубрики, а создаем новую рубрику, исходя из содержания материала ученика. Печатаются все работы учеников, что важно для повышения самооценки, стимулирования дальнейшей творческой активности, повышения уровня материалов. Многие работы печатались в районной газете «Наше Бескудниково». Ребята получили свои первые гонорары. Тут можно отметить и профессиональную подготовку. Многие выпускники связали свою жизнь с журналистикой и филологией. Мотивированные ученики сами создают рубрики и становятся их постоянными ведущими.
В контексте изучения современной литературы появилась рубрика «Читальный зал» - это рецензии учеников на прочитанные ими книги современных авторов.
Сегодня при изучении современной литературы мы можем пообщаться с автором, задать ему вопросы по электронной почте. Дети очень ждут ответов, и, к счастью, и писатели, и художники находят время не обидеть, а еще раз обратить внимание на юного читателя своими ответами на разные, порой очень наивные и смешные вопросы учеников. Виртуальные интервью мы также размещаем в газете.
Вот нехитрые секреты, с помощью которых можно зажечь интерес к изучению современной истории, литературе и вообще к чтению и созданию своей истории.
Необходимо знакомить школьников с современным литературным процессом, авторами и их произведениями, в качестве основы можно предложить победителей премий, а также тех авторов, которые вошли в лонг-листы популярных премий от «Заветной мечты» до «Большой книги»; приглашать современных авторов на уроки в школу и посещать творческие вечера современных авторов.
Сегодня для каждой школы вполне приемлемо создать свой литературный альманах творческих работ школьников.
Выпуск школьной газеты дает возможность работать в жанрах публицистики, заметки, интервью, рецензии. Если школьный альманах направлен на работу только с художественным текстом - это определенный круг учащихся (писатель и его внутренний мир), то газета охватывает и другой круг - это ученики, которым нравится живое общение (интервью), которым хочется поделиться увиденным, прочитанным (рецензия).
На основе рассмотрения современной литературы выявились тематические предпочтения школьников - не новые в русской литературе, но построенные на современных социальных и политических явлениях (тема маленького человека, тема войны и др.). Это подвело к новому этапу в работе - сопоставлению. Как результат - положительное изменение отношения к школьному предмету «Литература».
Повышение мотивации школьника к изучению русской литературы через сопоставление особенно важно для реализации других интересных программ.

Анна ЕФРЕМОВА, учитель русского языка и литературы школы №183