​...Тропинка первая моя,
Веди от школьного порога,
Пройди все земли и моря
И стань счастливою
дорогой.

Марк Лисянский


Знакомство с какой-либо профессиональной деятельностью на допрофессиональном уровне обогащает образование выпускника школы и способствует выбору им дальнейшего обучения, а приобретенные знания и умения всегда переносятся в процесс дальнейшего, уже профессионального образования. Они повышают успешность учения в профессиональном образовательном учреждении и становятся основой для освоения в будущем новых профессий.
Выполнение этой пропедевтической функции современного образования лежит на плечах всех образовательных организаций, но по своим потенциальным возможностям она более близка профессиональным образовательным организациям. Именно поэтому в составе межрайонных советов директоров как координирующего органа Департамента образования города Москвы весьма уместны представители профессиональных образовательных организаций. При этом функции таких образовательных организаций имеют тенденцию к сближению и пересечению с функциями МСД. Они значительно шире профориентации и профессиональной пропедевтики школьников и решают отчасти просветительские задачи, во многом совпадающие с задачами общеобразовательных организаций, в том числе в части формирования технического мировоззрения у квалифицированных кадров предприятий региона.
Колледж автомобильного транспорта №9 принимает активное участие в проектах Департамента образования города Москвы, решающих задачи школ по профориентации молодежи, пропедевтике ее профессионального образования, трудовому воспитанию («Город образования», «Обучение без границ», «Уроки технологии», «Цифровая экономика»), а также осуществляет обучение школьников по программам дополнительного образования технической направленности в соответствии с профилем колледжа.
Колледж имеет соответствующую учебно-материальную базу для профессионального обучения по профильным для колледжа профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Это является основой для реализации многих приоритетных решений Департамента образования г. Москвы по совершенствованию профессиональной подготовки кадров, как в современных условиях, так и в обозримой перспективе подготовки квалифицированных кадров в будущем. Колледж активно участвует в реализации пилотных проектов Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»: «Московские мастера» и «Московские мастера юниоры», «Абилимпикс», «Профессии будущего». Особое место в работе колледжа занимает внедрение демонстрационного экзамена по методикам Ворлдскиллс в процедуру итоговой аттестации выпускников как генеральной тенденции ее совершенствования и повышения мотивации освоения прикладных компетенций. Примечательно, что в колледже ведется активная подготовка к применению демонстрационного экзамена в программах дополнительного образования, по которым массово занимаются учащиеся школ.
В этих направлениях работы колледж добился заметных результатов. В его структуре появился аккредитованный по стандартам Ворлдскиллс Специализированный центр компетенций, учебные мастерские аттестованы как соревновательные площадки по профильным компетенциям и как площадки демонстрационных экзаменов. Более 90 процентов выпускников колледжа сдают демонстрационные экзамены. Наши студенты и учащиеся школ, подготовленные в колледже, участвуют в соревнованиях Союза Ворлдскиллс Россия и занимают призовые места. Имеются чемпионы регионального и федерального уровней, включенные в состав сборных страны на чемпионат мира по рабочим профессиям в г. Казани в августе 2019 года и чемпионат Европы по рабочим профессиям в г. Будапеште в сентябре 2018 года.
В целом деятельность Союза Ворлдскиллс Россия оказывает заметное влияние на качество профессиональной подготовки в колледже. Она способствует согласованию системы подготовки квалифицированных кадров с запросами современных работодателей. Новые подходы к организации практико-ориентированного учебного процесса в колледже, к отбору содержания обучения и взглядам на профессионально-значимые качества личности выпускника колледжа легли в основу разработанной педагогическим коллективом колледжа учебно-программной документации по профессиям и специальностям проекта Топ-50.
Разработка новых профессий, развитие преемственных связей между школой и колледжем, научно-технический прогресс в материальном производстве, а также развитая система профессионального образования, обеспечивающая сознательную профориентацию, высокотехнологичное профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров, представляют собой отдельные задачи глобального проекта Департамента образования города Москвы «Колледж будущего». В частности, в сфере автомобильного транспорта появится так новые профессии и специальности, как:
    «техник интермодальных транспортных систем». Техники интермодальных транспортных систем - это системные проектировщики интермодальных узлов - пересадочных станций и пунктов, как для общественного, так и грузового транспорта; организаторы обслуживания технологически неравномерной транспортной структуры грузовых и транспортных узлов, инфраструктуры и вокзальных помещений;
    «кросс-логистика». Специалисты кросс-логистики - это организаторы и IT-операторы процессов приемки и отгрузки товаров и грузов через товарно-грузовые терминалы без долговременного хранения. Это специалисты логистических процессов разгрузки материалов из приходящих транспортных средств (полуприцепов или вагонов) и загрузки этих материалов непосредственно в отправляющиеся грузовики, прицепы или вагоны;
    «оператор автоматизированных транспортных сетей». Специалист, обеспечивающий управление и обслуживание беспилотных и роботизированных наземных транспортных систем, а также управляющий конфигурацией компьютерных программ для роботизированных транспортных средств для обеспечения безопасности на дорогах, контроля общего уровня трафика на «умных» дорогах, получения информации о дорожной обстановке (пробках, гололеде, авариях).
Возможно появление и других интересных профессий и специальностей на транспорте. Подготовка к ним и их образовательное сопровождение будут иметь системный характер, охватывающий обучение в школе, в колледже по основным профессиональным образовательным программам, в вузе и по программам повышения квалификации и переподготовки. Иными словами, профессиональное обучение будет сопровождать человека через всю жизнь.

Александр ШИШЛОВ,
исполняющий обязанности директора колледжа автомобильного транспорта №9