Родился я в семье учителей географии в городе Баку в 1961 году. Отец прошел путь от школьного учителя до доцента Азербайджанского педагогического института имени Ленина, а мать до конца своей недолгой жизни работала учителем в школе. В семье кроме меня была сестра, ставшая впоследствии химиком. Настоящие географы меня поймут: вся обстановка дома - огромная географическая библиотека и поездки с отцом на студенческие практики по всей стране - осталась в моей памяти навсегда.
Отец - воспитанник школы Н.Н.Баранского, научным руководителем его кандидатской работы был сам Ю.Г.Сушкин - они и определили мое будущее с самой школьной скамьи. Кто-то может сказать: «Чудак, зачем ему это нужно?» И по-своему будет прав. Но правда эта будет односторонняя. Дело в том, что отец с матерью своей верностью избранному пути заложили во мне будущую профессию. Вы не поверите, но мне до сих пор снятся географические сны-воспоминания о тех местах, где я успел побывать. Вот я, босоногий мальчишка, ловлю креветок на пирсе в пригороде Баку, вот Нефтяные Камни - город на сваях в центре Каспия, Батумский дельфинарий, одесская Аркадия, водное путешествие от Астрахани до Перми, Адмиралтейство в Ленинграде, Академгородок в Новосибирске.
Экскурс в прошлое можно продолжать до бесконечности. Меня с детства формировала географическая среда. «А как же школа? Какова роль учителя?» Я честно отвечу: своего учителя географии практически не помню, уж очень скучны были эти уроки. А ведь ребенка нужно «зажечь», заинтересовать. Затем были студенческие годы и геофак Азгосуниверситета. И снова поездки, поездки, поездки... По окончании распределение в гидрографическую службу Каспийской флотилии, где честно отработал в должности прораба геодезической партии и облазил все побережье Каспия вдоль и поперек. Астрахань, Махачкала, Сулак, Ленкорань, Красноводск (ныне Туркменбаши). Следующий период - работа в секторе эрозии Агропрома Азербайджана в должности научного сотрудника. И снова поездки, поездки, поездки... Талышские горы, Малый и Большой Кавказ, Кура-Араксинская низменность. И вдруг наступила перестройка. Разом рухнуло все. Костры и танки на улицах Баку, трупы людей, срывание с насиженных мест. В одночасье все стали беженцами, то есть людьми второго сорта. Дальнейшая судьба забросила меня в город Конаково Тверской области, где впервые стал на путь учительства. Не скрою, первые годы было очень трудно, но семейные гены сыграли свою роль. Сейчас идет уже 30-й год, а я все еще верен географии и школе. Почему? Что меня держит? Зачем я каждый день два часа трачу на дорогу, вхожу в класс, смотрю в детские глаза и говорю: «Здравствуйте, ребята!»? Не хочу лукавить, многим из нынешних учащихся география, мягко говоря, до лампочки, но... Все зависит от личности учителя (а для меня таким примером является отец), интересно и грамотно подающего материал, способного увлечь ребят своим предметом, научить творческой деятельности учащихся в процессе самообучения (необходимо больше давать ребятам свободы самовыражения), дать опору на близкий и более понятный учащимся краеведческий материал, увлечь туристской (по возможности) деятельностью.
Любящий свой предмет учитель осознает свою ответственность за будущее страны. От того, что каждый из нас сделает сегодня для своей Родины, зависит будущее нас и наших детей. Считаю, что без интереса к познанию места, района, территории, страны урок будет пресен, а ученик слабо усвоит материал. Прикоснитесь к своей малой родине, отвезите ребят на исток Волги, в Дарвиновский музей, в град Петра, сходите на соседний пруд... Разбудите в ребенке жажду знаний, и вам за это воздастся!
Благополучие подрастающего поколения связано с проблемами политики, экономики, культуры и национальных традиций народов. Семья и учителя являются проводниками между поколениями. В старину говорили, что учитель «прикасается к вечности; никто не может сказать, где кончается его влияние». Поэтому современному учителю важно постоянно самообразовываться, уметь раскрывать таланты. Будущее за профессионалами, умеющими мотивировать, владеющими ИКТ-технологиями и создающими условия для развития каждого ребенка, креативными, самостоятельными и целеустремленными.
Раннее утро, переполненный автобус, хмурые лица пассажиров. Захожу в школу. До начала урока осталось 20 минут. Причесываюсь, поправляю галстук, открываю дверь в кабинет. Шестой класс. Ясные и светлые лица ребят. На партах тетради и атласы. В глазах жажда знаний. «Здравствуйте, ребята!» А в мыслях: «Я люблю вас и верю, что это взаимно!»

Анатолий МИРЗОЕВ,
учитель географии школы №236