​И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином.
Михаил Салтыков-Щедрин

Очень часто словосочетание «патриотическое воспитание» ассоциируется с пафосными речами и красивыми формулировками, что, на мой взгляд, в корне неправильно. Это целенаправленная работа, комплекс задач, особая атмосфера на уроке, мотивирующая ученика к анализу ситуации и поиску правильных ответов.
Уроки страноведения на английском языке в 5-8-х классах - это интересная форма работы учителя и ученика, в рамках которой участники выстраивают своего рода культурный диалог.  Знакомство с иноязычной культурой, историей, искусством, менталитетом англоязычных стран происходит в тесной взаимосвязи с культурой и историей России. Ребята учатся сопоставлять факты, анализировать информацию, философски относиться к предрассудкам как о стране изучаемого языка, так и о России.
Попытки проводить параллели со своей страной и удивляться есть не что иное,  как мотивация к изучению основ культурологии и лингвострановедения. Патриотизм - это гордость за страну,  за ее прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Особенно важно объяснять детям необходимость восприятия России как страны с великой историей, культурой, знакомить учеников с лучшими образцами классической литературы, музыки, театра. Современные подростки часто увлекаются тем, что модно. Беседы о классических произведениях русской литературы, главных персонажах, разговор о добре и зле как на материале уайльдовского «Портрета Дориана Грея», так и на произведениях Булгакова и Достоевского может стать отличной формой совершенствования монологической речи. И даже если это будет всего лишь небольшое рассуждение на тему с поиском примеров из произведения,  именно такая работа  заставит задуматься ученика над нетривиальными темами, поможет найти ценностные ориентиры в будущем.   
Идея сравнительно-сопоставительного анализа может проходить лейтмотивом на уроках английского языка.
Особенности празднования Пасхи в России и Британии, традиции Нового года и Рождества в англоговорящих странах может быть темой для проектной работы.  Меня могут упрекнуть, что, анализируя данный материал,  можно углубиться в вопросы религии. Однако о каком патриотизме может идти речь, если не говорить о сходствах и различиях в менталитете, религии, отношении людей к нравственным и общечеловеческим ценностям?
Интересные вопросы могут быть рассмотрены в области искусства. Общеизвестный факт, что на протяжении многих лет источником вдохновения зарубежных режиссеров театра и кино, современных музыкантов давно являются произведения русских классиков: Ф.М.Достоевский, Л.Толстой, композиторы С.Прокофьев, Н.Римский-Корсаков и М.Глинка.
И если советский кинематограф представлен блестящими картинами по произведениям Д.Лондона, А.Кристи, А.Конан Дойла, О.Уайльда, П.Трэверс, М.Твена, важно провести аналогичную параллель и показать учащимся, что тема России также волнует зарубежного зрителя и читателя. «Онегин», «Анна Каренина», «Война и мир», «Доктор Живаго», «Записки юного врача» с Дэниэлом Рэдклифом в главной роли - и это неполный список произведений русской классики, экранизируемых английскими и американскими режиссерами.    
Современные тенденции в образовании и требования ФГОС направлены на формирование аналитических компетенций и развитие критического мышления школьников. Старшие подростки тонко реагируют на настроения в обществе, часто спорят и дискутируют по проблемам, значимым для страны. Это важно учитывать при выборе материала, стимулировать учащихся к постановке проблемных вопросов, решению коммуникативных задач, где допустимо столкновение различных точек зрения. Роль иностранного языка в данном случае является инструментом взаимодействия и налаживания контактов.
Необходимо отметить, что все больше учащихся стремится получить образование по таким специальностям и областям, как «Переводоведение», «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Педагогика», «Управление».  Ребята нацелены на построение карьеры в России и верят, что в нашей стране можно стать успешным,  самодостаточным гражданином, способным принимать ответственные решения.

Светлана НОВИКОВА,
учитель английского языка, председатель методического объединения учителей иностранного языка
школы №1592 имени Героя РФ Е.Н.Чернышева