​Настоящая забота о будущем состоит в том, чтобы отдать все настоящему.
Альбер Камю

Вместе с городом меняется и один из его важнейших институтов - школа. Ее инфраструктура, содержание образования и задачи изменились столь значительно, что те, кто не был в ней последние 10-15 лет, могут не узнать школу, в которой учились сами. Именно через такой промежуток времени большинство людей, окончив школу, возвращаются в нее. Конечно, не сами садятся они за парту, это делают их дети. Но и родители начинают учиться вместе со своими мальчишками и девчонками. И вполне обычным явлением для столичной школы становится рассказ ученика седьмого класса о том, что сегодня в расписании у него были уроки мехатроники, 3D-моделирования, робототехники, на которых, разбившись на группы или индивидуально, они конструировали мобильное роботехническое устройство, движущееся в автономном режиме и распознающее цветные объекты, программировали микроконтроллер, с помощью которого можно управлять освещением в квартире, создавали 3D-модель фермы башенного крана, после чего, распечатав ее на принтере, исследовали с помощью цифровой лаборатории ее прочностные характеристики. Услышав такой рассказ,  большинство родителей задаются вопросами: «Что это за уроки?», «Чему учат на этих уроках?», «Почему моего ребенка не учат забивать гвоздь и пришивать пуговицу?», а в качестве аргументации звучит: «Меня же не учили этому!» Действительно, этому не учили еще десять лет назад, но десять лет назад мы и не имели такого многообразия беспилотных мобильных устройств, управляемых контроллерами, не изготавливали детали машин по технологии прототипирования, не создавали интеллектуальные системы с использованием нейротехнологий, позволяющих человеку с нарушением здоровья двигаться, видеть и слышать. Именно к жизни в этом мире и готовит современная школа, точнее не готовит, а создает возможность уже в школе жить в современном высокотехнологичном мире.
В 2018 году в школе №2098 начинает работу образовательная площадка, не имеющая аналогов в России, площадка, предоставляющая возможность школьнику прикоснуться к технологиям будущего, сформировать у себя компетенции, востребованные цифровой экономикой завтрашнего дня, - это IT-полигон. Полигон представляет собой зонированное пространство с легко изменяющейся конфигурацией и обеспечивающее возможность организации различной деятельности - от программирования и испытания мобильного робототехнического устройства до прохождения полного цикла решения инженерной задачи от идеи до получения продукта по технологии прототипирования.
Пространство IT-полигона оснащено вычислительной техникой, робототехническими конструкторами, наборами по микроэлектронике и мехатронике, модулями 3D-сканирования, 3D-принтерами и станками с числовым программным управлением. Инфраструктура образовательной площадки обеспечивает всем участникам свободный доступ к Интернету, специализированным полям для настройки и испытания робототехнических устройств, презентационным и проектным площадкам, оснащенным интерактивными многофункциональными панелями и интерактивными кульманами.
Описанная выше инфраструктура IT-полигона предоставляет новые возможности московским школьникам. В образовательном комплексе №2098 ресурс полигона позволяет реализовать несколько образовательных траекторий с начальной школы до выпускника 11-го класса на основе интеграции основного и дополнительного образования. В качестве примера приведем возможные расширения образовательных траекторий школьников в условиях ранней профориентации в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» по инженерно-конструкторскому и IT-направлениям.
Учащиеся начальной школы получают возможность ранней пропедевтики конструкторской деятельности, алгоритмизации, компьютерной графики и черчения через курсы LEGO-конструирование, создания игр и мультипликации в среде алгоритмизации SCRATCH, рисования на компьютере в графическом редакторе.
Основная школа условно разбивается на три возрастные группы. Условность деления определяется возможностью организации в условиях дополнительного образования разновозрастных групп. В связи с этим целесообразно говорить не о возрастном закреплении участков образовательной траектории, а о последовательности этапов траектории. Так, на первом этапе (5-6-е классы) с учетом преемственности организованы площадки для трехмерного моделирования объектов в средах типа BLENDER и FUSION 360, а также печати полученных моделей на 3D-принтере; программирование виртуального исполнителя, например, на языке Python; пропедевтика естественно-научной грамотности в рамках естественно-научного практикума и основ электроники; пропедевтика программирования микроконтроллеров на основе наборов «ЙОДО», «РОБОНЯША».
Разнообразие курсов на первых этапах образовательной траектории позволит в 7-8-х классах начать определяться с интересом к инженерно-конструкторскому или IT-направлению. В связи с этим на следующем этапе к числу общих курсов по компьютерной графике, спортивному программированию и программированию микроконтроллеров добавляются курсы по выбору: робототехника, разработка мобильных приложений и web-дизайн.
Заключительный учебный год основной школы - этап определения направления предпрофессионального образования и «прокачка» специфических для него компетенций - скилсов (от англ. Skills). Образовательная среда полигона позволяет сделать это в рамках курсов по твердотельному моделированию и поверхностному параметрическому проектированию в различных средах, например КОМПАС-3D или подобной ей, в которой можно разработать изделия любой степени сложности и назначения, включая механизмы, сложные сборки, оснастку, металлоконструкции, промышленные объекты; мобильной робототехнике на базе конструкторов VEX; архитектуре компьютера и системному администрированию.
Выбрав инженерное направление предпрофессинального образования в старшей школе, ребята готовы к совершенствованию компетенций и формированию новых умений через решение кейсовых инженерных задач по мобильной робототехнике, решений в рамках Интернета вещей, информационной безопасности, нейропрограммированию.
В заключение необходимо отметить, что IT-полигон является открытым образовательным пространством, и любая школа района и города Москвы является равноправной точкой входа в его образовательное пространство для московского школьника, позволяющей ученикам столичных школ пройти по всей предложенной траектории, выбрать интересующие их этапы или «прокачать» востребованные ребятами компетенции при подготовке к предпрофессиональным конкурсам или олимпиадам, конкурсам профессионального мастерства типа JuniorSkills или WorldSkills по широкому спектру компетенций.

Антон МАРКО, кандидат физико-математических наук;
Сергей ЛАКОМКИН; Ирина МАРКО, учителя школы №2098