Многие ученые в теории доказывают, что это возможно, а на практике не так все гладко. В своей статье я хотела поделиться небольшим опытом, как помочь стать «трудному» или особенному ребенку успешным и полноценным членом общества.
Т.П.Хризман сказал: «Трудных детей не бывает. Это мы их делаем трудными». Статистика показывает, что среди детей 7-11 лет  гиперактивных 17%.  Часто учителя и родители считают, что эти дети невоспитанные, не умеют себя вести, с ними нужно быть просто построже, и проблема исчезнет. На самом деле необходимы знание этой «трудности» и использование ее в повседневной жизни.
Не каждый родитель, а тем более учитель знает какие-то особенности и часто удивляется, что ребенок был очень послушным, не капризничал и хорошо вел себя на занятиях в детском саду и в начале учебного года первого класса. Вот и первая причина, которая будет провоцировать неуспешность ребенка в школе.  Таблеткой здесь не поможешь и ситуацию не спасешь.
Например, учитель заметил неусидчивость ребенка, быструю утомляемость, плаксивость или, наоборот, возбудимость, выкрики на уроке, вскакивания с места, ходьбу по классу. На практике чаще всего этого ребенка сразу ставят в ранг «трудных», и это первая ошибка. Необходима беседа с родителями: ходил ли ребенок в детский сад, чем он был увлечен, куда ходил на занятия, как долго может удерживать внимание на одном деле? Это первый шаг к совместному решению вопроса.
Учитель и родитель решают подключить специалиста, который есть в каждой школе, - педагога-психолога. Он диагностирует ребенка, наблюдает и рекомендует учителю и родителю совместные мероприятия для создания ребенку комфортных условий. Это второй шаг.
А третий шаг к успешности ребенка самый трудный, потому что как в басне Крылова:                  
Везти  с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Так почему же? А потому что учитель и родитель, подключив психолога, могут решить, что теперь-то уж специалист и сам справится с этой задачкой, а рекомендации - это пустая трата времени. Но опыт показывает, что только тесное взаимодействие всех троих - учителя, родителя и психолога - поможет ребенку стать успешным. В практике нашей школы мы придерживаемся движения по траектории «тройственного» союза взрослых в движении к успеху.
Родителю необходимо отслеживать режим дня ребенка, время отдыха и занятий, подобрать ему дополнительные занятия, которые будут снимать напряжение и агрессию, - это плавание, танцы, гимнастика, катание на велосипеде, роликах и другие подвижные занятия, которые не содержат соревновательности. И избегать выбора соревновательных видов спорта для гиперактивного ребенка. Они, как правило, очень ранимы к проигрышу.
Учителю во время занятий необходимо обращать внимание на поведение ребенка на уроке и вовремя сменить вид деятельности, так как ребенок с особенностями может удерживать внимание и интерес к чему-то всего 7-10 минут. Увеличение сосредоточенности на занятии будет расти с развитием эмоционально-волевой сферы ученика, которой будет заниматься педагог-психолог.
Результат будет заметен уже через месяц совместных действий взрослых и ребенка. Повторюсь, только совместных действий. А выбор всегда стоит за взрослыми - растить «трудного» ребенка или успешного.
Немаловажным является и тот факт, что порой не хватает знаний определить, к какой категории относится ребенок: педагогически запущенный или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В обществе только формируется толерантное отношение к детям с ОВЗ. Сложно учителю перестроить свой урок, учитывая особые потребности и специфику обучения, индивидуальный подход к родителям и детям. Нам еще мало знакомы все формы, методы работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью. Много вопросов возникает при создании условий равных возможностей для таких детишек.
Мы знаем, что без согласия родителей на диагностику и выбор адаптированной программы проблема инклюзии не решаема. Ребенок ощущает свою особенность, а еще на него наваливаются требования успевать за всеми.  Вот и «трудный» ребенок.
Наш опыт показывает, что необходимы информирование родителей, психологическое просвещение в виде лекториев, встреч, родительских собраний, чтобы снять закоснелый страх родителей за своего ребенка, боязнь, что его хотят лишить обучения со сверстниками. У нас в школе выстраивается доступная среда для особенных детей. Они умеют учиться, они мотивированы на получение знаний. Мы выстраиваем работу, направленную на успех каждого ученика. И мы на верном пути. Наши педагоги и специалисты прошли курсы повышения квалификации работы с детьми с ОВЗ, индивидуальные образовательные маршруты, а портфолио обучающихся позволяют видеть динамику успешности каждого ребенка. Работа с родителями и тесное общение в виде индивидуальных консультаций с психологами, сопровождение для получения заключения ЦПМПК, выбор программ для обучения с учетом особенностей сделают наших детей успешными.
Только от нас всех вместе зависит успех!

Жанна БОРИСЕНКО,
педагог-психолог, руководитель социально-педагогической и психологической службы школы №183