Директор Центра гражданского образования, национальный координатор по гражданскому образованию Совета Европы Татьяна Болотина предложила для обсуждения доклад «О состоянии гражданского образования в России».

Татьяна Владимировна провела своеобразную «экскурсию» по тому пути, который все причастные к гражданскому образованию прошли за 10-15 лет. Другие выступавшие, говоря то же и о дальнейших задачах на ближайшие годы, останавливались на отдельных этапах его. Учителя-энтузиасты, ученые-обществоведы, общественность взвалили на себя ответственную и нелегкую обязанность - вырастить из школьников энергичных, активных граждан, готовых и умеющих строить демократическое общество. За эти годы были созданы десятки учебников по граждановедению, обществознанию, праву. И среди них немало таких, которые вполне отвечают целям гражданского воспитания. Были разработаны стандарты, а также концепция гражданского образования. В Государственной Думе появился общественный совет по гражданскому образованию и образованию в области прав человека. Теоретические знания, полученные на уроках, все чаще воплощаются юными гражданами в практические дела.

Директор партнерства «СИВИТАС - Россия» Евгений Беляков говорил об истории создания этой организации, а также о ее задачах, проблемах и некоторых итогах многолетней работы. Он особо остановился на проекте «Гражданин», который начал реализовываться в стране почти восемь лет назад. Благодаря ему дети активно включаются в жизнь ближайшего к школе окружения. Они выбирают общественно значимые проблемы, исследуют их, вырабатывают предложения по реализации и с ними обращаются к представителям власти и общественным организациям. Таким образом ребята получают опыт гражданского участия. В этом году проект «Гражданин» получил дальнейшее развитие благодаря новой программе «К демократическим ценностям - через гражданское образование», в которой участвуют 12 регионов России.

Партнерство совместно с «Учительской газетой» и Ассоциацией «За гражданское образование» регулярно проводит мобильные семинары, которые позволили вовлечь в общее движение по гражданскому воспитанию школьников региональные ИПК и отделы образования. Положено начало решению проблемы по подготовке педагогических кадров для граждановедческих дисциплин.

Президент фонда «Стратегия» Александр Сунгуров в своем выступлении также остановился на проблеме подготовки детей к жизни в нынешних условиях. Он назвал это вторжением школы в окружающий мир, отметил необходимость непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека. Что сделано за последнее время в других направлениях? Создана кафедра прав человека в милицейской академии. (Не только работники правоохранительных органов, но и многие чиновники не знают, что такое права человека). У граждановедов и правоведов появилось немало союзников. И это в первую очередь уполномоченные по правам человека, которые сегодня действуют в 29 регионах страны, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, общественные приемные, которые ведут студенты - будущие юристы.

Депутат Государственной Думы Анатолий Ермолин несколько скептически высказался по поводу востребованности и ощутимости плодов гражданского образования. Он вспомнил ситуацию с молодыми демократическими лидерами, которые приезжали к ним на семинар со всех концов России. С ними были проведены мастер-классы по гражданскому обществу. Однако во время практической части, когда надо было выбирать демократический парламент, президента, они неожиданно проявили взгляды и привычки, свойственные людям, которые живут в тоталитарном обществе. И Анатолий Александрович сделал неутешительный вывод: «Российская школа как была советской, так и осталась». Либеральная элита, которая проиграла последние выборы в парламент, ничего не сделала, чтобы создать систему гражданского воспитания.

Эксперт Совета Европы Пол Милан рассказал о том, как развивается гражданское образование в Чехии. К сожалению, и в этой стране у части педагогов создалось впечатление, что гражданское воспитание должно сводиться только к преподаванию одного-двух предметов. Первая волна демократического движения в 90-х годах начала развивать демократический стиль взаимоотношений в школах, но не дала механизмов дальнейшего развития и совершенствования воспитания граждан.

Доктор педагогических наук из Санкт-Петербурга Наталия Элиасберг поведала о своей модели гражданско-правового образования, которая успешно действует в целом ряде школ на Неве.

Приехавшие на семинар обсудили такую важную тему для дальнейшего развития гражданского образования в стране - «2005 год - Европейский год гражданственности через образование: вклад России», также вклад государств и международных организаций в проведение его. Был детально рассмотрен проект Государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2006-2010 годы», к обсуждению которого мы призываем наших читателей.