Директор директору. Делится.
История первая. Ученик гулял. Получил рану от удара электрическим током. Друзья намекают - зацепер. Но сам пострадавший говорит, что гулял в парке,  наткнулся на провод. Родитель ребенка, большой человек, убедительно просил не раздувать историю, иначе...  И что я могу?.. Формально поводов нет. Но парень может повторить.
История вторая. Ребенок не ходит в школу, родители не отвечают на звонки, компетентные органы сообщили, что, по результатам телефонного разговора, родитель вывез семью на историческую родину. Но не верит директор телефонному разговору...  
- Что так озадачивает тебя? Вроде все сделано по регламенту.
- Сердце что-то болит...
Становится стыдно. У меня не заболело. Удивляешься коллеге.
История третья. Заседание городской комиссии по профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Хмурит брови председатель: «Действия школ по профилактике носят формальный характер!»
«А в чем она должна быть - эта педагогическая позиция школы?» - озадачивается разум директора.
История четвертая.  Весна. Дети 7-го класса вместо урока математики вышли на улицу и попались на глаза уполномоченному сотруднику. Вернули. Заседание школьного профилактического совета. Разбор ситуации в составе: провинившиеся в нарушении устава школы, родители провинившихся в нарушении устава школы, уполномоченные сотрудники школы, чей устав был нарушен.  «Нельзя», - сказали сотрудники, «Нельзя», - сказали родители, «Не будем», - кивнули провинившиеся. Составлен очередной акт. Красота! Регламент выполнен. Все молодцы. Но кольнуло сердце директора. «А педагогическая позиция школы?» - забубнил его разум.
- Чем занимаетесь, ребята, после школы?
- В музыкальную хожу.
- Там тоже прогуливаете?
- Нет. Не хочется.
- ???
- Там интересно. У нас там детско-взрослый ансамбль. Все педагоги вместе с нами играют на инструментах.
Стало стыдно. Мы еще не играем. Да, водим на уроки в музеи, предприятия и технопарки. Да, посещаем «Университетские субботы» и среды. Да, участвуем в городских проектах. На уроках истории выводим детей на улицы нашего большого города, а на уроках окружающего мира - во дворы и парки. Широко разливается река кружков детского дополнительного образования. Детям должно понравиться. И нравится. Но этим детям хочется играть вместе.      
Как играть? Ведь директор школы - солидное лицо солидной московской организации. В полной мере представляет собой городскую систему образования, ведь его трудовая книжка лежит не в школе. Профессиональные требования к нему - быть грамотным администратором. А играть должны педагоги. Но... директор работает в школе. От него вся школа получает образец поведения, и, несомненно, он лицо педагогическое. Поэтому велика ответственность директора. На нем и вопросы безопасности, но и вопросы осмысленности и счастья от работы и обучения членов школьного сообщества. Ведь какой импульс заложишь в ребенка, с тем ребята из школы войдут в жизнь. Будут ли они приносить счастье в мир? Это ответственность директора. И через него и в нем переплетаются номенклатурные регламенты, городская политика и городские инициативы, стихия школьной жизни. А потому душа директора является активным деятелем в его работе, позволяя ему чувствовать пульс жизни и детей, и школы, подстраивая под него регламенты деятельности. Верю, что в будущем эта роль будет нужна школе, как и сейчас.
А сейчас, смотря на многих московских директоров, зачастую удивляешься, как они могут и остро чувствовать, и грамотно администрировать. Предупреждать опасности, открывая новые возможности для детей.  Чувствуешь себя перед ними слепцом и начинаешь сдирать кожу в администраторской своей душе.
- Играть? Нет проблем. Давно пылится в школьном чулане музыкальный комплект инструментов прежней рок-группы.
Телефонный звонок. И в школе начинается новое движение.

Валентин МАКАРОВ, директор школы №1296, кандидат философских наук