Как они относятся к массовому отъезду из страны? Оправдывают или осуждают эмигрантов? Учащимся 8-го класса была предложена творческая работа, выполняя которую им нужно было аргументированно ответить на вопрос, согласны ли они с утверждением Александра Фефилова, что «жить без Родины, очевидно, ужасно». Общая мысль, прозвучавшая в большинстве сочинений, примерно такова: «Все зависит индивидуально от каждого человека». Но и на этом нейтральном фоне, к которому я, откровенно говоря, была готова, очень категорично прозвучали две работы, заставившие меня о многом задуматься.
Не согласившись с автором, учащиеся аргументировали свою позицию следующим образом: в связи с неблагополучной экономической обстановкой многие наши соотечественники со «счастливым сердцем» уезжают.  Что нас связывает с нашей Родиной? История? Культура? Подвиги предков? По мнению одной ученицы, гордиться нам особо нечем, ведь история нашей Родины - это «не наша заслуга», а «заслуга наших предков, на которых мы, к сожалению, не похожи». В заключение обеих работ звучит одна и та же мысль: человек имеет право назвать своей родиной ту страну, в которой ему комфортнее (надо сказать, что тема комфорта прозвучала во многих сочинениях).
В этих рассуждениях для меня самым страшным показалось то, что у ребят (пусть  их и единицы) совсем отсутствует чувство Родины. По мнению того же А.Фефилова, Родина - это не только пространство, не только люди, живущие на определенной территории, это «всегда еще нечто, связанное с опытом детского, чуткого, незамутненного сознания». Однако это чувство у некоторых школьников сегодня по разным причинам отсутствует. Они уже не ощущают той связующей нити времен и поколений, которая позволяет нам гордиться подвигами наших предков, ощущать сопричастность к судьбе своей страны. К сожалению, мнение школьного учителя для них уже не авторитетно, и  переубедить их порой бывает практически невозможно. Но и сегодня, в таких сложных условиях, педагогу нужно осуществлять работу по достижению личностных результатов, среди которых на первом месте стоит формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа).
Безусловно, русский язык и русская литература - это благодатная почва, позволяющая осознать взаимосвязь языка и истории, культуры и традиций народа, постигнуть гуманистические традиции и ценности общества через художественное слово русских писателей. И здесь, конечно, наиболее эффективными будут конкретные примеры.
Опыт показывает, что особенно яркими являются примеры жизненного пути писателей-эмигрантов. Так, в том же 8-м классе один урок посвящен изучению рассказа Ивана Сергеевича Шмелева «Как я стал писателем». Несмотря на недостаток времени, в начале урока я считаю необходимым обратиться к биографии И.С.Шмелева. Ребята очень заинтересованно слушали о том, что писатель, не принявший Октябрьскую революцию, не простивший новой власти расстрел единственного сына и эмигрировавший из России, все же мечтал вернуться на Родину. И однажды (это было в 1936 году) он все-таки побывал у границ Советской России. По воспоминаниям сопровождавшего его художника Евгения  Климова, «взял Шмелев из-под проволоки, отделявшей Эстонию и Советскую Россию, горсточку русской земли и просил положить ее после кончины ему в гроб». Ощущения от этой поездки были описаны Иваном Шмелевым в очерке «Рубеж». «Помню, первое ощущение, что я здесь, что это земля - родная, испытал я на ощупь, еще ничего не видя, - вспоминал Иван Шмелев. - Поезд пришел в Печоры. Было поздно, глубокий вечер. Я сошел с вокзального приступка и споткнулся: площадь у станции замощена булыжником, и я разучился ходить по нему. Этот толчок земли так все и осветил во мне... И стало родное открываться - в лае собаки из темноты, в постуке - где-то там - телеги... И стало так покойно, укладливо, уютно на душе и во всем существе моем, будто все кончилось и теперь будет настоящее...» Щемящее чувство тоски по Родине до конца жизни не покидало писателя.
Таких примеров, позволяющих постигнуть трагедию русской интеллигенции, оторванной от родных корней, множество. Главное - грамотно включить их в содержание урока, уметь ответить на острые и порой провокационные вопросы, доходчиво объяснить моменты, о которых не говорится в учебнике, но которые могут быть известны ребятам из других (не всегда достоверных) источников информации.
Хочется надеяться, что подобные примеры будут способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определению своей позиции и ответственному поведению по отношению к родной стране.

Наталья ЖУКОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1592 имени Е.Н.Чернышева, кандидат филологических наук